Гражданское общество – залог стабильного развития страны

В последние годы у нас в республике многое меняется. Естественно, меняемся и мы, дагестанцы. И при этом нестабильная общественно-политическая и социально-экономическая ситуация в целом требует прежде всего наведения элементарного порядка и дисциплины. Остается открытым вопрос: как это сделать, каким образом, методами, силами?
Как отмечают независимые эксперты, значительную роль в стабилизации обстановки в Дагестане играют институты гражданского общества. Сегодня в нашей республике зарегистрировано более 2200 общественных организаций. Цифра вроде бы внушительная. Тем не менее мы находимся в самом конце списка регионов по числу некоммерческих организаций (НКО) на тысячу граждан.
Органы республиканской власти, и прежде всего Народное Собрание РД, в последнее время уделяют большое внимание становлению гражданского общества и развитию его институтов.
По мнению члена Общественной палаты РФ, профессора Абдулмуслима Муртазалиева, в становлении гражданского общества за последние годы у нас в республике сделано немало. Особенно в плане исследования проблем в этой важной сфере, разработки и законодательного закрепления этих мер, но совсем немного по конкретной реализации всего этого на практике.
Есть ли гражданское общество в России?
Политолог В. Пастухов утверждает, что говорить о гражданском обществе в нашей стране могут только люди с сильно развитым воображением. Да, у нас уже существуют институты гражданского общества, но почти все они отчуждены от основной массы граждан и формально представляемых ими социальных групп, которые не доверяют им и не видят в них защитников своих интересов. Это различные негосударственные ассоциации в различных сферах деятельности – профессиональные, международные, предпринимательские и т.д. Это партии и общественные движения, профсоюзы, экологические организации, печатные и электронные СМИ. Пресса – это в сущности голос гражданского общества, один из главных инструментов его формирования. Однако в наиболее влиятельных российских СМИ тематика гражданского общества в основном сводится к инерционному лозунгу и столь же стереотипным сетованиям по поводу отсутствия такого общества в России.
В то же время подобные объединения все еще находятся на низком уровне развития, что напрямую связано с отсутствием целостной гражданской культуры и отсутствием у многих граждан социальной ответственности, непременных атрибутов гражданского общества.
Одной из проблем Кавказа является тот факт, что институты гражданского общества, которые хоть в какой-то мере конструктивно стоят на позициях общественного диалога, практически отсутствуют. «Гражданское общество на Северном Кавказе пока не существует», — к такому неутешительному выводу пришли авторы исследования «Фокус Медиа», посвященного динамике развития общественных институтов в регионе. Было сказано и о том, что НКО очень трудно найти понимание в своей работе на Кавказе у местного населения.
Совсем недавно в Нальчике состоялась встреча членов Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека с Президентом РФ Д. Медведевым. На этом мероприятии говорилось о том, что сегодня общественная активность населения на Северном Кавказе выше средней, чем по России, выше, чем в большинстве других регионов, но она выражается в специфических формах этнической и религиозной мобилизации. Это происходит потому, что здесь крайне малы возможности для других форм гражданского развития, низки возможности политической конкуренции и гражданской самореализации. В этом смысле задача предоставить, расширить каналы легального самовыражения гражданской активности на Северном Кавказе приобретает чрезвычайное значение.
Расслоение общества и двойные стандарты
Многочисленные заседания, круглые столы, слушания по самым актуальным вопросам жизни республики стали регулярными и проходят иногда живо и интересно. Но меня, как и многих наших соотечественников, беспокоит другое — а какова эффективность этих многочисленных заседаний?..
Многие эксперты, в том числе и профессор Е. Лукашева считают, что нашему обществу, воспитанному на принципах трудовой коллективистской морали, пытаются навязать принципы самого крайнего индивидуализма, характерного для ранних стадий буржуазного общества. Перечеркивание всего ценного, что было в истекшее время, ведет к расколу общества и перекрывает пути к его единению и солидарности, ослабляет государство. А слабое государство не может быть по-настоящему правовым. Дискредитация прошлого создает нелегитимную, взрывоопасную обстановку в стране в целом и в регионах в частности.
Специалисты утверждают, что недовольство рождается там, где отсутствуют объединяющие ценности, качества незыблемого фундамента общественно-политического и государственного строя, такие, как: доверие, солидарность, согласие по базовым основаниям общества, уважение к жизни, личности и достоинству человека, несправедливость, обман, двойные стандарты и высокомерие чиновников. Причин много. Но самое главное – расслоение общества на богатых и бедных, на очень богатых и тех, кто оказался за чертой бедности. И это очень серьезная проблема нашего региона.
Политики, у которых преобладают популистские качества, не очень заинтересованы в формировании гражданского общества. Их логика понятна: развитие гражданских отношений связано чаще всего с нарастанием оппозиционности; им это не нужно; им нужна политическая комфортность на данный момент; ответственность за будущее общества их не интересует, такие политики могут спокойно мириться с наличием или даже нарастанием коррупции.
Словом, есть над чем нам всем серьезно подумать…
Взаимодействие общества и власти
Эксперты, впрочем, как и многие руководители общественных организаций, отмечают низкую гражданскую активность населения: «В государстве пока не сформирован новый формат взаимодействия трех составляющих: власти, общества, бизнеса. Подавляющее большинство дагестанцев почему-то все еще продолжает полагаться на государство, возлагая на него решение всех проблем, тогда как в развитых странах огромную роль в политической жизни играют общественные организации».
Вечная проблема – взаимодействие общества и власти. Ибо природа ее двойственна: с одной стороны, государство не может существовать без власти, и в этом плане власть – «слуга общества». Но, с другой стороны, всякая власть стремится к абсолютизации. И если этой тенденции ничего не противостоит, общество становится слугой власти.
«Ситуация с правами человека в нашей стране не идеальна. Там, где гражданское общество еще не достигло своей зрелости, не набрало силу, там, конечно, власти легче проводить такие манипуляции», — полагает Владимир Путин. — «В этом смысле наша задача в том, чтобы наше гражданское общество мужало, росло, укреплялось и чувствовало свою силу», — считает он.
По утверждению известного дагестанского ученого, профессора Юрия Сагидова, одним из признаков протекания процесса формирования гражданского общества является нарастание контроля общества над властью, при котором претворяется в жизнь принцип – не народ под властью, а власть на службе у народа.
В последнее время в Дагестане наблюдается всплеск общественной активности неформальных объединений, связанных между собой решением острых социальных проблем. Это вопросы повышения тарифов услуг ЖКХ, нарушения земельного законодательства, противоправные действия отдельных сотрудников правоохранительной системы, невнимательное, бездушное, бюрократическое, а порой преступно-халатное отношение к законным просьбам рядовых людей со стороны руководителей разного уровня и другие негативные явления.
Таким образом, проведение публичных мероприятий является одной из наиболее эффективных форм воздействия на деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления через выражение общественного мнения.
В последние годы в Дагестане осознана необходимость систематического диалога власти и общества, создания структуры, осуществляющей общественный контроль на прочном основании закона. И пример в этом показывает глава республики М. Магомедов. Он выступил с инициативой проведения 3-его Съезда народов Дагестана. В выступлениях многих делегатов представителей всех слоев общества красной нитью проходила мысль налаживания диалога власти и общества. Но, к сожалению, по мнению депутата НС РД, ректора Дагестанской сельскохозяйственной академии З. Джамбулатова, многие члены команды президента явно недорабатывают в плане взаимодействия с рядовыми людьми с тем, чтобы вернуть доверие дагестанцев к власти.
Становление гражданского общества
— «Дагестану крайне необходимо эффективное развитие институтов гражданского общества, инициативы общественников должны стать частью государственной политики», — считает глава республики Магомедсалам Магомедов. «Без консолидации общества невозможен качественный рывок в социально-экономическом развитии и преодолении тех трудностей, которые делают республику дотационным субъектом Российской Федерации», — заявил Президент Дагестана на встрече с советником Президента РФ, председателем Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаилом Федотовым.
Вот почему очень важно самое активное участие рядовых дагестанцев в предварительной подготовке и проведении экспертизы перед принятием законопроектов Народным Собранием РД. Но в работе с этой большой группой дагестанцев должны быть задействованы депутаты всех уровней, руководители парламента, правительства, министерств и ведомств, других федеральных, республиканских структур и ведомств.
Наше гражданское общество рождалось в болезненных, противоречивых событиях последних двух десятилетий. Но то, что оно сегодня является важным элементом политической жизни, — это неоспоримый факт. Более того, структурированное гражданское общество уже имеется — сейчас проходит процесс его оформления. И в дальнейшем, это самое главное, оно должно стать итогом нашего стабильного и цивилизованного развития.
Статьи из «Общество»
Наш долг – помнить

Офицеры не сдаются

Минута молчания длиной в 50 лет

Самый главный праздник

Наш священный праздник

Победе посвящается

Он сражался за Родину
