Гроза вражеской авиации
С 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года на территории СССР проходило одно из самых кровопролитных сражений Великой Отечественной войны – Сталинградская битва, положившая начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны. Одним из участников этой битвы стал дважды Герой Советского Союза, советский военный летчик Амет-Хан Султан.
Родился Амет-Хан Султан 20 октября 1920 года в городе Алупка (Крым) в семье рабочего. Его отец – лакец из села Цовкра-1 Кулинского района Дагестана, мать – крымская татарка. В 1937 году после окончания семи классов средней школы юноша поступил в железнодорожное фабрично-заводское училище в Симферополе. После окончания учебы в 1938 году поступил на работу слесарем в железнодорожное депо. Одновременно Амет-Хан Султан учился в симферопольском аэроклубе. На службу в ряды Красной Армии он был призван в феврале 1939 года. В 1940 году по окончании Качинской военной авиационной школы младший лейтенант Амет-Хан Султан был направлен в 4-й истребительный авиационный полк (Одесский военный округ), дислоцировавшийся под Кишиневом (Молдавия).
Ас пилотажа
На передних рубежах Великой Отечественной войны он оказался с самого ее начала. Уже в первый день войны 22 июня 1941 года Амет-Хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе «И-153». С марта 1942 года его 4-й истребительный авиационный полк вошел в состав подразделений противовоздушной обороны г. Ярославля. Именно здесь Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу. 31 мая 1942 года, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил на «Харрикейне» вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88», ударив его левой плоскостью снизу. При ударе «Харрикейн» Амет-Хана застрял в загоревшемся «Юнкерсе», но летчику удалось выбраться из кабины воздушного судна и воспользоваться парашютом. Позже за подвиг, совершенный в небе над Ярославлем, он был награжден орденом Ленина.
Летом 1942 года Амет-Хан воюет под Воронежем на самолете «Як-1», а с августа 1942 года на самолете «Як-7Б» участвует в Сталинградской битве. Здесь он и зарекомендовал себя как признанный ас и был включен в состав 9-го гвардейского истребительного авиационного полка. В одном из сражений под Сталинградом советский летчик сбил два немецких «Мессера», но вскоре его самолет был подбит вражеским снарядом. Спасаться Амет-Хану снова пришлось с помощью парашюта. В октябре 1942 года он становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка. Принимает участие в освобождении от фашистов Ростова-на-Дону, Таганрога, Мелитополя, Крыма, а также в ожесточенных воздушных боях на Кубани. 24 августа 1943 года командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка, капитану Амет-Хану Султану было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Летом 1944 года Амет-Хан воюет в Восточной Пруссии, где участвует во взятии столицы фашистской Германии – Берлина. Последний воздушный бой гвардии майор провел 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом «Темпельхоф», сбив вражеский «Фокке-Вульф 190».
Всего же за годы войны Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета – лично сбил 30 вражеских самолетов. Дважды Героем Советского Союза он стал 29 июня 1945 года.
Летчик-испытатель
После окончания войны Амет-Хан был направлен на учебу в академию. В апреле 1946 года был уволен в запас в звании майора. В феврале 1947 года он становится лётчиком-испытателем летно-исследовательского института в Жуковском. 23 сентября 1961 года Амет-Хану Султану было присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР». Погиб дважды Герой Советского Союза, трехкратный кавалер ордена Ленина, четырехкратный кавалер ордена Красного Знамени, кавалер ордена Отечественной войны I степени, лауреат Сталинской премии 1 февраля 1971 года при выполнении испытательного полета на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя.