Муфтият Дагестана о шариатском решении по никабу
Тема ношения никаба стала предметом широкого обсуждения не только среди мусульман, но и среди представителей иных вероисповеданий и лиц, далёких от религии.
При этом об обязательности или запретности ношения никаба высказываются как те, кто придерживается исламских норм в одежде, так и те, кто не придерживается их вовсе.
В этой связи мы решили написать данный материал, дабы прояснить статус никаба в Исламе и предоставить информацию о мнениях учёных-богословов по этому вопросу.
Никаб — это одежда, которая полностью закрывает лицо женщины, оставляя только узкие прорези для глаз, чтобы она могла видеть. Разница между никабом и хиджабом заключается в степени сокрытия внешности.
Хиджаб закрывает всё тело женщины за исключением овала лица и кистей рук, в соответствии с исламскими нормами. Никаб обеспечивает более высокую степень сокрытия, закрывая помимо прочего всё лицо, кроме глаз.
В первую очередь следует отметить, что относительно ношения никаба учёные четырёх мазхабов придерживаются разных мнений.
Правомерность данного вопроса в первую очередь исходит из Корана.
قال تعالى: ﴿وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا﴾ (النور: 31). قال ابن عباس رضي الله عنهما: «وجهها وكفيها».
(смысл) «И пусть они не показывают своих украшений, кроме того, что видно из них» (сура Ан-Нур, аят 31).
Цитаты и мнения исламских ученых читайте по ссылке
По решению большинства учёных, женщине не предписано закрывать лицо никабом, кроме определённых случаев.
К примеру, при высоком риске привлечения внимания мужчин или возникновения у них искушения и соблазна женщине рекомендуется или даже обязательно предписывается скрывать лицо, чтобы избежать ситуаций, которые могут задеть её честь и нарушить её целомудрие. Существуют также ситуации, когда закрывать лицо запрещается, например, при совершении хаджа, а также в других отдельных случаях.
Важно отметить, что эти обстоятельства и решения относительно них могут варьироваться в зависимости от мазхаба и мнения учёных, а также в зависимости от ситуации, в которой оказалась мусульманка.
Основным мотивом здесь является сохранение скромности, целомудрия и предотвращение искушения, что служит ключевым фактором в разногласиях среди учёных.
Заключение
Если раньше, согласно шариату, во времена смуты и искушения ношение никаба рекомендовалось или даже обязательно предписывалось для сохранения скромности и предотвращения фитны (искушения), то сегодня ситуация изменилась и зависит от страны и региона проживания мусульман.
В некоторых странах никаб стал признаком религиозного радикализма и фанатизма.
В наше время никаб стал предметом обсуждения и споров, и возникла новая реальность, в которой его ношение имеет обратный эффект.
По этой причине никаб вызывает у большей части населения страх и опасения. Более того, сегодня никаб привлекает к девушке пристальное внимание и стал причиной усугубления напряжённости в обществе.
Мы должны учитывать современные общественные реалии и быть внимательными к тому, как наши действия воспринимаются окружающими.
Поэтому в некоторых обстоятельствах учёные-богословы и религиозные лидеры могут рекомендовать отказаться от ношения никаба во избежание угрозы безопасности всего общества.
Сёстры должны понимать, в какое время мы живём и в каком государстве находимся… Если же женщина чувствует чей-то пристальный взгляд, то можно ведь прикрыть лицо веером, частью платка и т. д., пока она не покинет то место, где чувствует пристальные чужие взгляды.
А Аллаh знает лучше.
Одобрено и подписано группой докторов исламских наук