X
05:58 08.08.2008

Гуманистический потенциал религии

В прошлой статье мы упоминали о российской политической привычке искать выход из общественных тупиков и кризисов в революциях и крутых исторических поворотах и популярности в умах русской интеллектуальной элиты надежд на православие, а дагестанской – на ислам. Тема эта (если судить по остроте дискуссий в прессе) одна из модных в Дагестане, особенно в период противоборства традиционного ислама с ваххабизмом. Еще более значимым для оценки общественного развития оказывается широко обсуждаемое в философии и теоретической социологии утверждение о столкновении цивилизаций на религиозной основе.

Немало тех или иных доводов о непримиримых противоречиях Запада и Востока, доходящих, в частности, до мировоззренческой пропасти между миром секуляризованного христианства и миром возрастающей религиозности ислама и угрожающих существованию стран и народов. Словом, если не абсолютизировать  методологический подход, при котором в обществе обращалось внимание только на его  материальные детерминанты, вполне возможны понимание и объяснение деятельности субъектов истории в современной динамичной общественной жизни в связи с резким  возрастанием  роли религии  как движущей силы истории. Можно утверждать не только о непосредственном, но и опосредованном  воздействии религиозного сознания на те или иные социальные действия основных субъектов истории — этносов и народов.  

А какую роль сыграло христианство в итальянском духе и бытии?  Как известно, в средние века Рим становится центром христианской религии, в Риме родился    Боэций, в Неаполе учился великий итальянец – христианский мыслитель мирового масштаба Фома Аквинский, а между их жизнью – тысячелетие становления религиозно-духовной основы великой европейской культуры, идеалы и ценности которой и поныне значимы для человечества.  О судьбах и многообразии этих ценностей и лежащих в их основе идей мне подумалось в Урбино   — на  родине   Рафаэля,  одном   из   самых   красивых   городов Италии эпохи Возрождения. Исторический центр полностью сохранил облик средневекового города, он удивительно гармоничен, за  что Урбино и получил титул «идеального города».   Величественный   дворец   герцогов   Монтефельтро   с   картинами   великих   Рафаэля,   Вероккьо,  Джамболоньи. В Музее  Рафаэля мы могли наслаждаться одной из наиболее знаменитых картин Рафаэля  «Афинская школа». Она имеет и другое название «Торжество философии». В центре картины изображены Платон и Аристотель, в окружении Пифагора, Демокрита, Сократа, Алкивиада, Аристиппа, Эпикура, Архимеда, Птолемея, Гиппарха, Галлиена и др. Автор картины возвеличил, говоря современным языком, плюрализм идей и мнений как достижение тогдашнего мира.  Из восточной мысли дань уважения художник отдал Зороастре — иранскому религиозному реформатору YII-YI в. до н.э.. Его появление в сюжетной линии картины сегодня считают случайным недоразумением, но тем не менее это придало магическую ментальность всей духовной жизни эпохи Возрождения. Влияние зороастризма на многие обычаи, ритуалы и традиции на Северном Кавказе и в Дагестане считается бесспорным, они за века спрессовались в наиболее ценные и значимые коды региональной культуры, обретшей в конце концов контуры исламской. Хотя в процессе тысячелетней исламизации региона отношение народов к нравственно-правовому кодексу ислама — шариату оставалось однозначно негативным, ибо он противоречил закону предков – адату, однако религия ислама открыла дагестанцам доступ к духовным ценностям культуры не только мусульманского региона, но и античной культуры. Через арабские, турецкие, персидские и другие языки в Дагестан в своеобразном преломлении, с большим трудом, но  проникали крупнейшие достижения мусульманского мира.

И вот что еще интересно. То ли по содержательной особенности, то ли по периферийности воздействия на наши народы ислам не оказал того благотворного в контексте гуманизма  влияния на свой ареал распространения, которое Европа связывает с христианством. Скажем, античные идеи свободы, человеколюбия, уважения к личности были подхвачены первым гуманистом эпохи Возрождения Франческо Петраркой параллельно с его программой борьбы против «безбожия»: истинная мудрость есть знание пути как метода достижения этой мудрости, которая заключается в искусстве быть свободным. Эта установка развита Лоренцо Валла: все, что создала природа, «не может быть не свято и не достойно похвалы», и наслаждение тоже, но поскольку человек  состоит из души и тела, наслаждение проявляется по-разному. Это, конечно же, чувственное наслаждение, самое низкое, потом следуют удовольствия духа, права, искусств и культуры, но выше всего – христианская любовь к Богу.

Хотя религия не была препятствием для достойной жизни человека и уважительного к нему отношения, многим великим сынам Италии были присущи  дух непокорности и свободомыслия, дерзости и реформаторства. В Неаполе получил свое имя вольнодумец Джордано Бруно, там же, в тюрьме, зрели  крамольные идеи автора «Города Солнца» Томмазо Кампанеллы, последнего представителя эпохи Возрождения, пытавшегося противными духу христианства магией и астрологией реформировать мир и освободить его от зла. Но подобных в плеяде великих — единицы. В том же Неаполе родился Джамбаттиста Вико, знаменитый своей теорией исторического круговорота – все народы развиваются параллельно, последовательно проходя божественную, героическую и человеческую стадию эволюции. Достигнутое состояние сменяется упадком и возвращением в первоначальное; история есть бессчетная смена эпох. Италия дала миру мыслителя  мирового масштаба Алигьери Данте, автора  грандиозной философской поэмы «Божественная комедия», главная фигура которой – Беатриче – царица мира,  предстает как мудрость, слава Божья и совершенство – «Мадонна философия». Этот образ вдохновительницы  духовных и интеллектальных исканий к верховным добродетелям – Справедливости, Правде, Законности, сыграл основную роль в оформлении ренессансного гуманизма. Уважительны и терпимы к религии были и другие мыслители. К свободе, правам человека и другим современным ценностям гражданского общества призывает в  знаменитом «Государе» окончательно порвавший с христианским представлением об истории  «Града Божьего»,  автор Града Человеческого, Никколо Макиавелли.  Но в церкви Санта-Кроче на его могильном памятнике читаем надпись: «Никакая эпитафия не выразит всего величия этого имени».     

В те же века дагестанскими народами овладевали идеи суфизма, задававшими, по существу, противоположный курс цивилизационного развития. Его ценности — аскетизм, самосовершенствование как стремление и любовь к Богу, подчинение себя  закону предков, воле старших…Видный дагестанский философ XI века ад-Дербенди  утверждал в своих трудах непримиримость духовного и материального в человеке и призывал во имя достижения счастья в загробной жизни умерщвлять грешное, ненасытное и эгоистическое физическое тело. Более того человек вместо того, чтобы работать и добывать  средства для существования, по его учению, должен всецело полагаться на Бога. Думается, этот крайний аскетизм не стал преобладающим и повальным в жизни дагестанцев, иначе бы не было никакого производства, культуры и образования. Начиная  с XYII века, известны имена ученых и мыслителей, через творчество которых более или менее определенно можно судить о содержании интеллектуальной жизни и культуре народов региона. По исследованиям и выводам профессора М.Абдуллаева, Мухаммад из Кудутли  был видным ученым в области арабской философии, мусульманского права, логики, философии, по существу, учителем дагестанских ученых. Он боролся против схоластики и мракобесия, придерживался рационализма, отвергал учение о божественном предопределении человеческой судьбы, антропоморфорное представление о Боге. Другой философ того времени — Дамадан-Эфенди из Мегеба, научная деятельность которого проходила в основном в Багдаде, Дамаске и т.д.,  занимался также математикой, физикой,  пропагандировал астрономические идеи Улугбека, медицинские — Ибн-Сины, владел оккультными мистическими науками, увлекался и алхимией. Опираясь на идеи Аристотеля, осмысливал философские вопросы познания и придерживался мнения, что наука и религия не являются противниками, а наоборот, дополняют друг друга в овладении тайнами природы, а ислам  выступает связывающей и интегрирующей силой. Известные дагестанские ученые Г.Гамзатов, М.Абдуллаев и другие считают этих и некоторых других ученых представителями дагестанского Ренессанса.

Но идеи гуманизма, прав и свобод личности в Дагестане не имели заметного распространения. Правда, здесь уместна одна оговорка. На деле нередко «свобода» в  понимании западных авторов — это падение нравов, уравнивание физических нагрузок женщин  с мужчинами и т. д., которые приводят к депрессиям на западный манер, бесконечный поиск своего «Я», унижение женщины как личности и т.д. Если даже классическое исламское общество не выработало представления об автономной, единичной и самодовлеющей личности, из этого вовсе не следует, что в мусульманских обществах личность совершенно не автономна и не свободна. Справедливо и верно подмечено философом А.Смирновым: «В логике соотношения индивидуального и общего, которой следует западное мышление, другого просто не дано». В пределах арабо-мусульманской культуры возможно такое понимание, когда, не предполагая автономную индивидуальность, «оно не предполагает и примат неиндивидуальности, коллективности; не содержит в себе понятия индивидуальной неотчуждаемой свободы – но и не предполагает несвободу человека. Ткань социальности в арабо-мусульманской  культуре соткана и выкроена по другой логике, и содержательное наполнение понятий «личность», «общество», «право», «обязанность» в этой культуре определяется этой, иной, в сравнении с западной культурой, логикой».

Да, действительно, многих женщин и мужчин от ислама отталкивает именно незнание прав и их обязанностей в этой религии, более того  во многих крепко и глубоко сидят различные стереотипы. Но даже при том, что возможен более позитивный взгляд на гуманистическое содержание ислама, мы должны признать здесь более четкую расстановку акцентов христианством. Но вполне возможно и то, что ислам, будучи моложе христианства на более чем полтысячи лет, еще не раскрыл свой гуманистический потенциал. Может, нужно время

Вот об этом времени – разговор в заключительной  заметке.
 

Статьи из «Общество»

Встреча с Героем

6
Этот день учащиеся Эндирейской школы №3 запомнят навсегда. На урок «Разговоры о важном» к...

Не алименты нужны, а папа!..

52
Регулярные новости об аресте судебными приставами автомобилей дагестанцев, задолжавших по алиментам, заставляют задуматься о масштабах проблемы. Как же так...

Дагестан – в группе лидеров

13
Журнал «Отдых в России» совместно с Центром информационных коммуникаций «Рейтинг» провели...

Юные герои военного времени

19
Выдающиеся примеры трудового героизма проявили народы нашей страны во время Великой Отечественной войны. Трудиться так же доблестно, как доблестно сражаются...

Что в Метагалактике бесконечно

9
В истории юриспруденции, оказывается, имел место такой казус: адвокат попросил у судей снисхождения к подзащитному, обвинявшемуся...

Историк, публицист, общественный деятель

14
Семья играет огромную роль в нашей жизни. Она...

Верните Дагестану папаху

58
На прошлой неделе новостной блок «Дагправды» сообщил, что полицейские провели профилактические мероприятия после инцидента с обстрелом автобуса в Махачкале....

В памяти людской

9
Одно из значимых мероприятий прошло на территории крупнейшего  в мире мемориального...

Под Сталинградом

7
2 февраля 1943 года завершилась великая Сталинградская битва, начавшаяся 17 июля 1942 года.  Разгром врага в Сталинграде, когда в плен сдалась гитлеровская группировка,...

Никуда не годный?

19
Атагиши вышел из ворот. Прервав игру, два мальчика одного возраста, похожие друг на друга,...