Купить PDF-версию
X
05:58 08.08.2008

Гуманистический потенциал религии

В прошлой статье мы упоминали о российской политической привычке искать выход из общественных тупиков и кризисов в революциях и крутых исторических поворотах и популярности в умах русской интеллектуальной элиты надежд на православие, а дагестанской – на ислам. Тема эта (если судить по остроте дискуссий в прессе) одна из модных в Дагестане, особенно в период противоборства традиционного ислама с ваххабизмом. Еще более значимым для оценки общественного развития оказывается широко обсуждаемое в философии и теоретической социологии утверждение о столкновении цивилизаций на религиозной основе.

Немало тех или иных доводов о непримиримых противоречиях Запада и Востока, доходящих, в частности, до мировоззренческой пропасти между миром секуляризованного христианства и миром возрастающей религиозности ислама и угрожающих существованию стран и народов. Словом, если не абсолютизировать  методологический подход, при котором в обществе обращалось внимание только на его  материальные детерминанты, вполне возможны понимание и объяснение деятельности субъектов истории в современной динамичной общественной жизни в связи с резким  возрастанием  роли религии  как движущей силы истории. Можно утверждать не только о непосредственном, но и опосредованном  воздействии религиозного сознания на те или иные социальные действия основных субъектов истории — этносов и народов.  

А какую роль сыграло христианство в итальянском духе и бытии?  Как известно, в средние века Рим становится центром христианской религии, в Риме родился    Боэций, в Неаполе учился великий итальянец – христианский мыслитель мирового масштаба Фома Аквинский, а между их жизнью – тысячелетие становления религиозно-духовной основы великой европейской культуры, идеалы и ценности которой и поныне значимы для человечества.  О судьбах и многообразии этих ценностей и лежащих в их основе идей мне подумалось в Урбино   — на  родине   Рафаэля,  одном   из   самых   красивых   городов Италии эпохи Возрождения. Исторический центр полностью сохранил облик средневекового города, он удивительно гармоничен, за  что Урбино и получил титул «идеального города».   Величественный   дворец   герцогов   Монтефельтро   с   картинами   великих   Рафаэля,   Вероккьо,  Джамболоньи. В Музее  Рафаэля мы могли наслаждаться одной из наиболее знаменитых картин Рафаэля  «Афинская школа». Она имеет и другое название «Торжество философии». В центре картины изображены Платон и Аристотель, в окружении Пифагора, Демокрита, Сократа, Алкивиада, Аристиппа, Эпикура, Архимеда, Птолемея, Гиппарха, Галлиена и др. Автор картины возвеличил, говоря современным языком, плюрализм идей и мнений как достижение тогдашнего мира.  Из восточной мысли дань уважения художник отдал Зороастре — иранскому религиозному реформатору YII-YI в. до н.э.. Его появление в сюжетной линии картины сегодня считают случайным недоразумением, но тем не менее это придало магическую ментальность всей духовной жизни эпохи Возрождения. Влияние зороастризма на многие обычаи, ритуалы и традиции на Северном Кавказе и в Дагестане считается бесспорным, они за века спрессовались в наиболее ценные и значимые коды региональной культуры, обретшей в конце концов контуры исламской. Хотя в процессе тысячелетней исламизации региона отношение народов к нравственно-правовому кодексу ислама — шариату оставалось однозначно негативным, ибо он противоречил закону предков – адату, однако религия ислама открыла дагестанцам доступ к духовным ценностям культуры не только мусульманского региона, но и античной культуры. Через арабские, турецкие, персидские и другие языки в Дагестан в своеобразном преломлении, с большим трудом, но  проникали крупнейшие достижения мусульманского мира.

И вот что еще интересно. То ли по содержательной особенности, то ли по периферийности воздействия на наши народы ислам не оказал того благотворного в контексте гуманизма  влияния на свой ареал распространения, которое Европа связывает с христианством. Скажем, античные идеи свободы, человеколюбия, уважения к личности были подхвачены первым гуманистом эпохи Возрождения Франческо Петраркой параллельно с его программой борьбы против «безбожия»: истинная мудрость есть знание пути как метода достижения этой мудрости, которая заключается в искусстве быть свободным. Эта установка развита Лоренцо Валла: все, что создала природа, «не может быть не свято и не достойно похвалы», и наслаждение тоже, но поскольку человек  состоит из души и тела, наслаждение проявляется по-разному. Это, конечно же, чувственное наслаждение, самое низкое, потом следуют удовольствия духа, права, искусств и культуры, но выше всего – христианская любовь к Богу.

Хотя религия не была препятствием для достойной жизни человека и уважительного к нему отношения, многим великим сынам Италии были присущи  дух непокорности и свободомыслия, дерзости и реформаторства. В Неаполе получил свое имя вольнодумец Джордано Бруно, там же, в тюрьме, зрели  крамольные идеи автора «Города Солнца» Томмазо Кампанеллы, последнего представителя эпохи Возрождения, пытавшегося противными духу христианства магией и астрологией реформировать мир и освободить его от зла. Но подобных в плеяде великих — единицы. В том же Неаполе родился Джамбаттиста Вико, знаменитый своей теорией исторического круговорота – все народы развиваются параллельно, последовательно проходя божественную, героическую и человеческую стадию эволюции. Достигнутое состояние сменяется упадком и возвращением в первоначальное; история есть бессчетная смена эпох. Италия дала миру мыслителя  мирового масштаба Алигьери Данте, автора  грандиозной философской поэмы «Божественная комедия», главная фигура которой – Беатриче – царица мира,  предстает как мудрость, слава Божья и совершенство – «Мадонна философия». Этот образ вдохновительницы  духовных и интеллектальных исканий к верховным добродетелям – Справедливости, Правде, Законности, сыграл основную роль в оформлении ренессансного гуманизма. Уважительны и терпимы к религии были и другие мыслители. К свободе, правам человека и другим современным ценностям гражданского общества призывает в  знаменитом «Государе» окончательно порвавший с христианским представлением об истории  «Града Божьего»,  автор Града Человеческого, Никколо Макиавелли.  Но в церкви Санта-Кроче на его могильном памятнике читаем надпись: «Никакая эпитафия не выразит всего величия этого имени».     

В те же века дагестанскими народами овладевали идеи суфизма, задававшими, по существу, противоположный курс цивилизационного развития. Его ценности — аскетизм, самосовершенствование как стремление и любовь к Богу, подчинение себя  закону предков, воле старших…Видный дагестанский философ XI века ад-Дербенди  утверждал в своих трудах непримиримость духовного и материального в человеке и призывал во имя достижения счастья в загробной жизни умерщвлять грешное, ненасытное и эгоистическое физическое тело. Более того человек вместо того, чтобы работать и добывать  средства для существования, по его учению, должен всецело полагаться на Бога. Думается, этот крайний аскетизм не стал преобладающим и повальным в жизни дагестанцев, иначе бы не было никакого производства, культуры и образования. Начиная  с XYII века, известны имена ученых и мыслителей, через творчество которых более или менее определенно можно судить о содержании интеллектуальной жизни и культуре народов региона. По исследованиям и выводам профессора М.Абдуллаева, Мухаммад из Кудутли  был видным ученым в области арабской философии, мусульманского права, логики, философии, по существу, учителем дагестанских ученых. Он боролся против схоластики и мракобесия, придерживался рационализма, отвергал учение о божественном предопределении человеческой судьбы, антропоморфорное представление о Боге. Другой философ того времени — Дамадан-Эфенди из Мегеба, научная деятельность которого проходила в основном в Багдаде, Дамаске и т.д.,  занимался также математикой, физикой,  пропагандировал астрономические идеи Улугбека, медицинские — Ибн-Сины, владел оккультными мистическими науками, увлекался и алхимией. Опираясь на идеи Аристотеля, осмысливал философские вопросы познания и придерживался мнения, что наука и религия не являются противниками, а наоборот, дополняют друг друга в овладении тайнами природы, а ислам  выступает связывающей и интегрирующей силой. Известные дагестанские ученые Г.Гамзатов, М.Абдуллаев и другие считают этих и некоторых других ученых представителями дагестанского Ренессанса.

Но идеи гуманизма, прав и свобод личности в Дагестане не имели заметного распространения. Правда, здесь уместна одна оговорка. На деле нередко «свобода» в  понимании западных авторов — это падение нравов, уравнивание физических нагрузок женщин  с мужчинами и т. д., которые приводят к депрессиям на западный манер, бесконечный поиск своего «Я», унижение женщины как личности и т.д. Если даже классическое исламское общество не выработало представления об автономной, единичной и самодовлеющей личности, из этого вовсе не следует, что в мусульманских обществах личность совершенно не автономна и не свободна. Справедливо и верно подмечено философом А.Смирновым: «В логике соотношения индивидуального и общего, которой следует западное мышление, другого просто не дано». В пределах арабо-мусульманской культуры возможно такое понимание, когда, не предполагая автономную индивидуальность, «оно не предполагает и примат неиндивидуальности, коллективности; не содержит в себе понятия индивидуальной неотчуждаемой свободы – но и не предполагает несвободу человека. Ткань социальности в арабо-мусульманской  культуре соткана и выкроена по другой логике, и содержательное наполнение понятий «личность», «общество», «право», «обязанность» в этой культуре определяется этой, иной, в сравнении с западной культурой, логикой».

Да, действительно, многих женщин и мужчин от ислама отталкивает именно незнание прав и их обязанностей в этой религии, более того  во многих крепко и глубоко сидят различные стереотипы. Но даже при том, что возможен более позитивный взгляд на гуманистическое содержание ислама, мы должны признать здесь более четкую расстановку акцентов христианством. Но вполне возможно и то, что ислам, будучи моложе христианства на более чем полтысячи лет, еще не раскрыл свой гуманистический потенциал. Может, нужно время

Вот об этом времени – разговор в заключительной  заметке.
 

Статьи из «Общество»

Построим в Махачкале парк Победы?

3
В 2025 году наша страна отметит знаменательную дату – 80-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Дагестанцы, как и все...

Учитель на поле боя

12
Ветеран Великой Отечественной войны Ильяс Казиханов (на снимке) прошел долгий боевой путь от...

Очевидец исторического события

7
В этом году свой 99-й день рождения отметил бы ветеран...

Ахмед-хан против Надир-шаха

31
Кайтагское уцмийство было феодальным государством в составе Дагестана. Существовало оно на...

Легендарная Тути-Бике

47
По одним данным, Тути-Бике родилась в 1751 году, по другим – в 1753-м. С именем этой девушки...

Торопитесь не спеша

4
Никто не будет спорить, что одной из самых частых причин ДТП является превышение водителями...

Нарушителей ПДД ждут новые штрафы

2
Важные изменения в организации дорожного движения ждут автомобилистов в начале 2024 года. Они коснулись работы светофоров,...

Зима. Водитель, «торжествуя…»

2
Как негативно, а вернее, насколько пагубно влияет зима на состояние автомобиля? Причем,...

Отойти от роковой черты

7
Сегодня проблемами реабилитации наркозависимых занимается группа энтузиастов. Это люди,...

Гром победы, раздавайся!

5
Петербург. Таврический дворец. 28 апреля 1791 года. В этот день здесь собрались, чтобы...

Смысл жизни генерал-полковника

13
Где рождаются патриоты? Конечно же, в патриотической...

Искусственный интеллект задает тон

9
Вообще, если кто наивно полагает, что бум развития...