Хаджи-Мурат и Хоакин Мурьета. Тайны имён и судеб
Хаджи-Мурат и Хоакин Мурьета. Что может быть общего у этих людей, кроме случайно совпадающих инициалов? Обоим после их гибели в неравном бою враги отрубили головы. А ещё также по случайности их отрубленные головы вдруг оказались в музеях: Хаджи-Мурата – в Санкт-Петербурге, Хоакина Мурьеты – в Сан-Франциско.
Даже при беглом знакомстве с биографиями трудно не заметить временного совпадения и наложения последних периодов их жизней – начало 50-х годов пресыщенного войнами XIX века. Невероятной схожести стремительных, как падающие звёзды, судеб, до последнего мгновения полных опасностей, борьбы и побед на пути к финальному поединку, лишившему их голов, но не чести и всемирной славы.
И самыми случайными совпадениями можно назвать то, что, став у себя на родине национальными героями, Хаджи-Мурат и Хоакин Мурьета оказались вдруг главными героями в произведениях двух классиков мировой литературы – великого русского гуманиста, классика мировой литературы Льва Толстого и гениального чилийского поэта, нобелевского лауреата Пабло Неруды.
А не слишком ли много, спросит читатель, случайностей для всего двух пусть даже самых незаурядных личностей. Может быть, есть всё-таки какая-то объединяющая, подтверждённая историческими примерами основополагающая закономерность в двух этих трагических и легендарных судьбах?
Отвечу: есть. Оба – горцы. А родиться в горах – это дар или кара? Буквы «ХМ» – проклятье или ключи к бессмертию на века?
В подходящем к концу 2023 году, а именно 23 июля исполнилось 170 лет со дня гибели Хоакина Мурьеты. Человека, чье имя до сегодняшнего дня является символом внутреннего протеста и призыва к живой борьбе с лишённой (во все времена) чести и совести грабительской сущностью американского бизнеса, преступного клана «небожителей», уютно устроившегося и комфортно обосновавшегося на территориях, силой и подкупом отнятых у своего ближайшего соседа Мексики в 1848 году. С тех пор минуло уже более полутора веков, но чувство национальной униженности, законная обида и праведный гнев продолжают жить в душе мексиканского народа и поныне.
В результате той захватнической войны Мексика потеряла более 1,3 миллиона квадратных километров своих земель, что составляло около 55 % её довоенных территорий. Теперь на этих присвоенных силой оружия, подкупа и беззакония просторах находятся штаты Калифорния, Нью-Мексика, Аризона, Невада, Юта, Колорадо и Вайоминг. А ведь до этого США «отжали» у мексиканцев целый штат Техас. И не просто штат, а полностью присовокупили к своему демократическому телу некогда стремящуюся к суверенитету Техасскую Республику…
Несогласное с оккупацией своей родины, в основном христианское население, проживавшее на этих землях, поднялось на партизанскую войну с «гринго». Войну, не прекратившуюся даже после подписания мирного договора Гуаделупе-Идальго, закрепившего и узаконившего право США на оккупированные мексиканские земли.
Золотая лихорадка, начавшаяся в январе 1848 года в Калифорнии, привлекла в этот регион около 300 тысяч охотников за золотом не только из самих Штатов, но и со всего мира. На несколько лет золотоносные земли Калифорнии превратились в настоящий стоязычный Вавилон, в котором люди неевропейской расы сразу по приезде теряли национальную и государственную идентификацию и становились просто «цветными», открыто притеснялись как белыми старателями, так и самими властями.
Именно в такой ситуации оказался гордый и непримиримый горец Хоакин Мурьета. О его реальных и придуманных народом подвигах можно узнать из книг и фильмов о таинственном Зорро, в «миру», как оказалось, носящем имя Мурьета.
А что же кавказский герой, наш легендарный Хаджи-Мурат? Его родиной считают себя два селения в Дагестане – Цельмес и Хунзах, находящиеся всего в нескольких километрах друг от друга, на одном материке, в одном субъекте Российской Федерации и на одном на двоих горном плато. И хотя просто невероятные по храбрости, дерзости и ювелирности исполнения подвиги совсем не плоды людской фантазии, а реальные, отражённые в подлинных исторических документах факты, такого многогранного, как у Хоакина Мурьеты, творческого воплощения его образ не получил. Одна понравившаяся петербургской публике одноимённая оперетта, поставленная Малым, да начатый (впоследствии так и нереализованный) в Советском Союзе кинопроект Георгия Данелии. Вот, казалось бы, и всё. Но…
Хаджи-Мурат стал главным героем самой последней повести одного из величайших гениев мировой литературы, непревзойдённого Льва Толстого. Литературного произведения, потребовавшего от автора целых четырнадцати лет поистине подневольного (множество раз Толстой категорически отказывался продолжать работу над повестью) труда. Шедевра, созданного на самом закате жизни известным во всём мире писателем.
Во многом благодаря именно этому произведению весь мир узнал о прекрасной и гордой Стране гор – Северном Кавказе. О Дагестане, Чечне и их храбрых, готовых биться за свои интересы с целым миром и непокорных даже самой судьбе мужчинах.
Самое, на мой взгляд, лучшее признание истинности и настоящей цены славе каждого героя даёт признание подвигов, восхищение заслугами, могущественных, именитых и почитаемых потомками и историей его непримиримых врагов. И это признание Хаджи-Мурат получил сполна. Ведь даже сам Лев Толстой когда-то храбро сражался, находясь на противоположных со своим будущим героем сторонах военного противостояния. А победивший в нескольких столкновениях гвардейцев Наполеона светлейший князь Воронцов признавал за Хаджи-Муратом бесспорный полководческий талант, помноженный к тому же на личную храбрость горского вождя. Внезапность, неуязвимость, дерзость, граничащая с безрассудством, но в конечном итоге оказывающаяся единственным решением, несущем победу. Это Хаджи-Мурат.
Когда-то Лев Толстой в своём бессмертном романе «Война и мир» указал на важную для всех времён и народов истину: «Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое».
Я родился и вырос в Кузнецком Алатау… Может, поэтому одним из самых заветных желаний и светлых чаяний моей зрелой жизни стала (и есть) мечта познакомить и сделать близкими людьми потомков и соотечественников легендарных Х-М – горцев из кавказских Хунзаха, Цельмеса, мексиканских Аламоса, Эрмосильо и чилийской Кильоты. Дать возможность соотечественникам легендарных горцев Хаджи-Мурата и Хоакина Мурьеты, которые смогли, потеряв в бою собственные головы, ставшие впоследствии музейными экспонатами, сохранить личную и национальную честь. И, наверное, вовсе не случайно правительства Мексики и Чили отвергли настоятельные предложения США и их союзников о введении санкций против России и не стали в ряд враждебных нашей родине государств. А значит, есть большая надежда, что моя лишённая всякой корысти мечта сможет сбыться и стать самой что ни на есть реальностью.
Горцы, давайте попробуем перешагнуть через время, расстояния и человеческие трудности и вместе стать сильнее, тем более, что, насколько я понимаю горцев, трудности нас никогда не останавливали. Давайте создадим в Дагестане «Центр культур горских народов мира». Я не сомневаюсь, что к нам придут горцы и из других далёких и близких мест нашей богатой горами планеты. Верю, что несгибаемый цветок татарника-чертополоха, ставший для воина-писателя-философа-миротворца Льва Толстого символом и воплощением души и духа героя его последней в жизни повести Хаджи-Мурата (древний символ горцев Шотландии), станет символом единения всех горских народов Земли.