Хайпанутые на всю голову
Не люблю чужестранные слова. Но иногда, когда в «великом и могучем» нет соответствующего аналога, приходится к ним прибегать. Тут именно такой случай – то, о чем ниже пойдет речь, лучше всего описать словом «хайп». Оно пришло из английского и означает «шумиха», «ажиотаж» вокруг чего-либо.
Хайп лучше всего привлекает внимание к какому-то событию, определенному человеку или ситуации. Поскольку многие россияне, выискивая не самые положительные события и рассказывая о них, преследуют меркантильные цели (прибыль, известность), слово успело приобрести негативное значение.
Тем не менее сейчас хайпуют все – от обычного обывателя до министров. Но при этом люди, называющие себя блогерами, не до конца понимают, для чего они красуются в социальных сетях. Или же, то ли по незнанию, то ли ради лайков, попросту «дуркуют». Одна в меру популярная блогерша демонстрирует, как она завтракает в роскошном особняке. Все бы ничего, но она ест из старинного ночного горшка, которого по наивности сочла антикварной супницей. Тем не менее пост имеет многие тысячи просмотров. Это говорит о том, что пошлость великолепно продается.
Чем больше в соцсетях появляется мнений, тем труднее верить – не вся информация достоверна и может оказаться лишь пиар-ходом или рекламой. Некоторые блогеры, ничуть не сомневаясь в своей эрудиции и информированности, во всех бедах общества винят руководство России, Дагестана. Многие из них попросту не способны вникнуть в реальную экономику, разобраться в хитросплетениях причин и следствий. Они не бывают на совещаниях, даже не считают нужным прочитать статьи, подготовленные с этих мероприятий, публикуемые на страницах и сайтах официальных изданий. А зачем? Ведь, по их мнению, официальные издания врут, только лишь они сами правдивы и безгрешны.
Нельзя не обращать внимания еще на одну особенность в этом явлении. Речь идет о грамотности блогеров, вернее, об ее отсутствии. Многие эксперты, словно договорившись, утверждают: образование у нас рухнуло необратимо. Молодые люди перестали читать, они учатся в соцсетях у тех, которых еще нужно учить и учить. Кроме того, основная аудитория соцсетей – это молодёжь. То есть люди, ещё не имеющие ни жизненного опыта, ни сложившейся системы ценностей, ни путевых ориентиров.
Общество всерьез больно соцсетями. Но при этом работа блогеров приносит обществу ноль пользы, поскольку в ней трудно найти объединяющие всех идеи
Вот поэтому в соцсетях мы сплошь и рядом сталкиваемся с типичным недостатком молодости – поспешностью и категоричностью, неоправданной агрессивностью. И подавляющее большинство публикаций и комментариев в сети – претенциозная наивность пополам с нахальством. Хотя нельзя распространить интеллектуальное убожество сетевых авторов на всю российскую молодёжь. Несомненно, среди молодых есть умные и скромные, но их голос не слышен в хоре крикунов, торгующих воздухом.
Говорят, что популярные блогеры зарабатывают миллионы. Если это так, то ситуацию справедливой никак не назовешь. Разве то, что они делают, сравнишь с работой тех, кто добывает уголь, варит сталь, обрабатывает землю? Почему же эти трудяги получают копейки, а «труженики» клавиатуры и кнопок гаджетов – в десятки, сотни раз больше? Не потому ли отряд хайпанутых на всю голову растет в геометрической прогрессии? И культивирует алчность, зависть, бахвальство, погоню за наслаждениями, приключениями, игру на публику.
Общество всерьез больно соцсетями. Но при этом работа блогеров приносит обществу ноль пользы, поскольку в ней трудно найти объединяющие всех идеи, созидательные инициативы. В итоге этот ноль, сложенный с другим нулём пользы, получаемым читателями и подписчиками блогов, все же остается нулём – в полном соответствии с законами арифметики.
А что же по этому поводу говорит закон? В 2014 году были внесены изменения в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которые касались деятельности блогов. Согласно этому закону, блогером считается «владелец интернет-сайта или страницы, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей». Блог фактически приравнивался к СМИ. Потому закон обязывал блогеров соблюдать требования законодательства РФ, проверять достоверность размещаемой информации, не рекламировать мошенников, некачественные товары и услуги… Но со временем это стало попросту невозможно контролировать.
Тут возникает наш извечный вопрос: что делать? Некоторые эксперты утверждают, что ничего поделать невозможно. Одна надежда на то, что блогеров станет так много и конкуренция среди них возрастет настолько, что зарабатывать на хайпе будут единицы, а остальные попросту переключатся на другой вид деятельности. Движение в этом направлении уже началось – в этом году соцсетям, согласно опросам, доверяют только 35 % опрошенных, в то время как в прошлом году цифра была на 3 процента выше.