X
07:42 21.06.2024

Хорошо ли мы знаем друг друга?

Шайдабег Мирзоев, профессор ДГПУ
Выпуск - 2024 № 88
72

В цивилизованном обществе уважение к носителю иной культуры – весьма важное условие обеспечения мира и согласия. На уважении и признании основывается всё созидательное в мире: взаимоуважительные межличностные, межнациональные отношения; достижения в области экономики, политики, образования, здравоохранения и многое другое.

Однако есть проблема, и заключается она в том, как же формировать уважение и признание культурного наследия каждого народа в таком великом государстве, как Россия, где, по данным Росстата, насчитывается почти 200 народов, из которых около 100 коренных, чья основная этническая территория находится в России.

Федеральные и региональные программно-инструктивные документы, в том числе и регулярно исходящие от органов образования, в последние десятилетия неустанно призывают общество к межкультурной толерантности (терпимости). Но при всем этом очевидно, что граждане нашего государства до сих пор лишены реальной возможности понять и осознать уровень культурного величия своей Отчизны.

Даже наиболее образованная часть российского общества, многие представители интеллигенции зачастую затрудняются характеризовать географические, социальные, национально-региональные условия какого-либо народа. Путают названия, непростительно легко искажают этнонимы, антропонимы. Духовные, материальные ценности, исконно присущие одному народу, иногда преподносятся как достижения другого.

Особую тревогу вызывают данные, полученные при опросе специалистов различного уровня, в том числе и военнослужащих, в последние годы волей судьбы оказавшихся на Кавказе, в частности в Дагестане. Да и подавляющее большинство современных туристов до приезда в республику не только не знали, каковы основные историко-культурные достижения народов Дагестана, но и никогда не представляли себе, какие этносы проживают здесь. Многие бывают приятно удивлены, кода узнают, что в республике веками дружно и сплоченно проживают десятки этносов. Гостей впечатляет невиданное гостеприимство, благодушие, щедрость, мужество, стойкость и особенно единство и дружба дагестанских народов – как между собой, так и с представителями других регионов страны.

Многие гости Дагестана чаще всего подчеркивают тот факт, что дагестанцы хорошо владеют русским языком, знают русскую литературу, художественную и музыкальную культуру, ученых и полководцев, чтят русских учителей и деятелей науки, при любой необходимости легко опираются на эти знания в своей жизни и деятельности.

Но жители других регионов практически ничего не знают о нашей культуре. И этим фактом умело пользуются недруги, пытаясь разобщить народы России.

Нами были проанализированы программно-инструктивные документы, учебно-методическая литература по ряду гуманитарных предметов в современной школе. В учебниках нарушается принцип единства и целостности, обеспечивающий представление в рамках учебных программ и учебников интернационально значимых литературных произведений, исторических фактов и событий, материальных и духовных ценностей из культурного наследия разных народов России.

Программа и учебное пособие «Основы духовно-нравственной­ культуры народов России» полностью основываются только на традиционных ценностях русского народа. Всё это приводит к одностороннему изучению литературного и историко-культурного наследия российского многонационального государства, лишает подрастающее поколение широкой, функциональной, всеобъемлющей культурологической грамотности.

Проблемы межнациональных­ дружественных отношений можно оптимизировать только путем открытия широкого доступа ко всем культурам народов Отечества

Кроме прочего могут создаться предпосылки для возникновения чувств и интересов национальной исключительности. Не случайно в учебниках русской литературы советского периода широко были представлены Чингиз Айтматов, Кайсын Кулиев, Расул Гамзатов и другие национальные поэты и писатели. Они сыграли свою консолидирующую роль для многих поколений.

В этих условиях с целью повышения функциональной грамотности учащихся дагестанских общеобразовательных организаций по укреплению межличностных и межнациональных отношений чрезвычайную важность приобретает предмет «Культура и традиции народов Дагестана», рекомендуемый для изучения в 5, 8–9, 10–11 классах. Для учащихся и студентов по культуре народов многонациональной России видим целесообразность обязательного включения в стандарты образования учебной дисциплины «Отечественная культура народов России», и по форме, и по содержанию отвечающей названию предмета.

Проблемы межнациональных­ дружественных отношений можно оптимизировать только путем открытия широкого доступа ко всем культурам народов Оте­чества, когда учащиеся убедятся в богатстве и многообразии духовной и материальной культуры народов, в возможности быть понятыми и понятливыми носителями других культур. Иными словами, проблемы оптимизации межнационального единства народов России находятся в прямой зависимости от решения межкультурных отношений.

Науке и практике известны различные межкультурные отношения. Данные наших исследований позволяют заметить, насколько смутно представляет молодое поколение смысловое содержание и практические результаты этих отношений. Учащиеся не сознают или же смутно представляют, что нетерпимость к иному образу жизни приводит к расколу этносов и к разрушению этнических ценностей, что изолированное существование культуры ведет к изоляции самого человека и этноса в целом и многое другое. В конечном итоге все эти отношения противоречат здравому общественному мнению, не способны обеспечивать развитие как этнической, так и общечеловеческой культуры.

В этой связи для оптимального обеспечения единства и общности культур и через нее близких и дальних этносов возникает чрезвычайная необходимость больше и максимально доступно акцентировать внимание учащейся молодежи на интеграционные процессы, практикуемые в историко-культурном наследии народов нашей страны и республики.

К таким основополагающим, объединяющим и консолидирующим идеям можно отнести следующие идеи народной педагогики: общность историко-культурных условий развития народов, единство взглядов на идеал совершенной личности, общность лексико-грамматических терминов и понятий, выражающих межличностные и общественные отношения, общность содержания художественно-эстетических культурных ценностей, типичность и идентичность орудий, изделий и продуктов труда, хозяйственно-бытовых строений и сооружений, общность форм и содержания организации традиционных народных праздников, обрядов и ритуалов, общность основ народной психологии и многое другое.

Эти и другие идеи при условии их максимально доступного и последовательного освещения в учебной и учебно-методической литературе, профессионально грамотного и гуманистически направленного использования в учебно-воспитательном процессе, способны обеспечить межкультурную толерантность, терпимость – к чему должно идти и постепенно идет всё здравомыслящее человечество.

Дагестан в этой части должен быть образцовым примером толерантности – основы единства и дружбы народов.

Похожие

Дух нации

8
Сложившаяся в свое время система образования с ее жесткой централизацией обучения и воспитания не проявляла заботы о сохранении и развитии...

Нравственная опора самосознания

10
Последовательному формированию патриотических чувств...

Гражданин Человек

3
Социально-экономические изменения, перемены во всех сферах нашего общества влияют на жизненные профессиональные ориентиры подрастающего поколения. В условиях...

Нравственный облик мужчины

119
Современное российское общество – это общество свободных, сознательных, всесторонне...

Статьи из «Общество»

Главное оружие – наше единство

26
В эти дни в Дагестане проходит Республиканский...

Краснознамённая и легендарная

38
Каспийская флотилия разнородных сил Южного военного округа...

Годен к строевой

11
В России с 1 октября начался осенний призыв на срочную военную службу. По традиции в самой...

«Капитану» море не нужно

9
Сколько в Китае автозаводов? Думаю, не каждый автоэксперт сможет однозначно ответить на этот...

Камеры: ловят, не ловят…

16
Каждый водитель в силу различных обстоятельств иногда сам становится пассажиром. И невольно...

Школа жизни Аскерханова

165
В древнем кумыкском селе Султан-Янги-Юрт 13 ноября 1920 года родился один из выдающихся сынов...

Призыв в армию России: тогда и сегодня

28
Впервые в истории государства Российского...

Надежду не теряем

15
В нынешний век скоростей многие из нас предпочитают передвигаться по нашей огромной стране...

Пилоты беспилотников

22
Современные боевые действия требуют универсализации навыков в сочетании с высоким...