Хотят как лучше. Получится ли как всегда?
В мире автомобильного движения очень много до безумия абсурдных правил. Пожалуй, больше всех тут преуспели американцы, которые в погоне за безопасностью выкидывают порой такие фортели, что понимаешь: наши законодатели все же нет-нет да используют логику.
К примеру, в штате Оклахома нельзя читать за рулем комиксы. Распространяется ли запрет на «Войну и мир» и другие произведения, история умалчивает. Ну а в Пенсильвании лучше передвигаться днем. А если все-таки ночь застала вас за рулем, да еще и на проселочной дороге, то каждые полтора километра вам нужно запускать сигнальную ракету и выжидать 10 минут: если поблизости окажется скот, тогда он успеет убежать.
И все же янки следует в некоторой мере оправдать, ведь в США действует система прецедентного права, то есть глупые на первый взгляд законы возникли из-за того, что подобные случаи действительно происходили. Другое дело, стоит ли оправдывать безумные замыслы некоторых российских идейников? Из последнего: сотрудники Национальной технологической инициативы «Автонет» выступили с предложением начать брать деньги за проезд по загруженным перекресткам. По замыслу разработчиков идеи, автомобилисты станут тщательнее планировать свои маршруты и время поездок, в результате чего часть водителей – порядка 10% – выберет альтернативный путь, который будет, скорее всего, более длительным, чем если проехать по платному маршруту.
Само название организации говорит за себя: ребята явно стараются свести к минимуму количество автомобилей на улицах. И в том случае, если на момент рассмотрения проекта депутаты Госдумы будут не в настроении упрощать жизнь избирателей, очередной весьма сомнительный эксперимент может-таки «прокатить». Протестируют его в рамках проекта «Умный город» в одном из регионов России, который будет определен к 2020 году.
В голове у сотрудников «Автонета» щелкнуло после того, как один из них вспомнил о проведенном в Стокгольме в 2006 году эксперименте с перекрестками. Тогда правительство Швеции установило 23 контрольные точки с лазерными радарами и камерами, деньги списывались с банковского счета водителя. В результате пробок стало меньше на 22%, количество ДТП сократилось на 10%, содержание углекислого газа упало на 14%. И вот тут – стоп.
Не стоит забывать о том, что речь идет о карликовой, в сравнении с Россией, страной, где на одной МКАД в предновогодние праздники может собраться автомобилей больше, чем вообще когда-либо ездило по дорогам Швеции, – раз. Не знаю, как там с заработками у шведов, но наш брат, оправданно желая сэкономить, помчится на бесплатный перекресток, где соберет пробку из таких же «экономистов». Искусственно создав новый затор (заторы – что более вероятно), скряги-автомобилисты вызовут у властей вполне предсказуемое желание расширять пул платных дорог. Как результат – все перекрестки и улицы в центре городов станут платными, а незащищенный класс населения потеряет возможность для передвижения.
При этом перекрестки, которые пытаются разгрузить «автонетчики», сделав их платными, станут попросту сквозными. Пользоваться ими будут водители и пассажиры служебного транспорта, чей проезд станет оплачивать государство, иными словами – те, кто кучкуется на бесплатном перекрестке где-то в 30 километрах от того места, куда им нужно попасть. В случае с Махачкалой это может быть объезд через горный перевал, когда тебе нужно оказаться возле ЦУМа. Это – второе.
Третье и, пожалуй, самое грустное: возможное нововведение в первую очередь ударит по карману россиян с малым достатком. То есть косвенно платить за проезд станут не только водители, но и пассажиры такси, маршруток, автобусов, у которых и автомобиля-то нет. Ведь введение тотального платного тарифа за въезд в центр станет причиной для очередного роста цен на услуги перевозчиков.
Примечательно, что, комментируя возможные перемены сетевому изданию «360», член думского комитета по транспорту и строительству Дмитрий Ионин, заявил, что «перекресток не может быть платным, это то место, где как раз не должно быть пробок». Это вообще как? Возможно, депутат предположил, что речь идет о раскиданных на дороге винных пробках, которым действительно не место на дорожном полотне. Хотя… Пассажиры авто с мигалками и не должны знать, что такое заторы на дорогах, светофоры, платные дороги и инспекторы ГИБДД.
Возвращаясь к нашим… «экспертам». Возможно, им также невдомёк, но их идея повторяет систему организации дорожного движения не только в Швеции, но и в Норвегии, где на практике опыт привел только к увеличению затрат водителей, росту недовольства. По сути пробки не уменьшились, в отличие от лояльности норвежцев к властям.
И опять же: проводить в России эксперимент, прошедший пусть даже успешно в стране правильных и законопослушных граждан… Желая сэкономить, россиянин заделается Карлсоном, до чего швед не додумался бы. Думаете, пролёт над перекрестком останется бесплатным? Наивные.