И грузовик бывает спортсменом
При всей моей любви к хоккею полностью согласен с теми, кто не видит ни малейшей перспективы в строительстве ледовой арены в Махачкале. Ну не наше это. Рассчитывать на проведение международных или даже российских чемпионатов глупо. А со столичной инфраструктурой и вакханалией в строительстве гостей лишний раз лучше не зазывать, тем более иностранцев. Да и Махачкала – не Сэлмон-Ривер. А дагестанцев, играющих в хоккей, просто нет в природе. Другое дело – наша бесконечная страсть к скорости, защемленная рамками покатушек на городских и междугородных магистралях.
К стати. Не так давно в своем материале «Медали важнее здоровья. Раньше было наоборот» наш коллега Ширвани Айгунов справедливо посетовал по поводу зацикленности дагестанцев на исключительно силовых видах спорта. Мой вечный оппонент перечислил массу других состязаний, в которых раньше успешно находили себя наши земляки. Упомянул всё, чуть ли не бальные танцы вспомнил, а вот про автоспорт забыл. Потому что это тоже не его. Этот товарищ никогда никуда не торопится, тем более за рулем.
Но вернемся к главному. Славная история дагестанского автоспорта, к сожалению, ушла в глубокое прошлое, не оставив никакой надежды на возвращение. А жаль. Больше чем уверен, что в этом виде могли бы воспитать целую плеяду мастеров, парней, утирающих носы льюисам хэмилтонам и прочим шумахерам. Но серьезные «кони» под капотом нужны даже для недорогостоящих тренировок, а в отечественных конюшнях таких резвых скакунов нет.
В плане производства гиперкаров наша страна не преуспела. Легковая автомобильная промышленность с легкой совестью обходится максималкой в 106 4-горшковых лошадей, не пытаясь поднять выставленную планку. Так что даже до самого первого Lamborghini, который был трактором, нам, конечно, ехать и ехать. Но в части раллийных гонок на спортивных грузовиках Россия подтянулась к успехам советского хоккея и баскетбола, некогда прославивших страну Советов на весь мир.
Легендарнейший «КАМАЗ-мастер». С момента основания команда выступает только на отечественных автомобилях, популяризируя российский автоспорт и продвигая на мировом уровне отечественную технику. Главным принципом команды является то, что при проектировании и постройке спортивного грузовика используются комплектующие, узлы и агрегаты производителей, являющихся поставщиками для конвейера головного предприятия.
В 1996 году камазовцы впервые выиграли престижную гонку «Дакар». С тех пор команда 29 раз участвовала в гонке и 17 раз побеждала в ней (с учетом Дакара-2020). Кроме того, «КАМАЗ-мастер» – восьмикратный победитель международного ралли «Шелковый путь», бессменный лидер чемпионатов России по ралли-рейдам. Почти вся плеяда камазовских гонщиков неоднократно награждена высокими правительственными наградами. А что они говорят о Шумахере, лучше не озвучивать. Но это действительно смешно, и оправданно.
А что мы, дагестанцы, говорим о ГАЗелях? Представитель общественного транспорта, иногда – недорогой помощник при переезде в новую квартиру, коммерческий грузовичок, используемый для перевозки товаров. Но могли ли вы догадаться, что это еще и выдающийся спортсмен? Именно так. У легендарной российской команды «КАМАЗ-мастер» есть младший собрат по автогонкам, достойно представляющий свой родной завод на ралли-рейдах.
Недавно автомобили «ГАЗель NEXT» в очередной раз стали победителями чемпионата России по ралли-рейдам – IV этапа бахи «Симбирский тракт», который состоялся в Ульяновской области. Как сообщил официальный сайт российкого производителя аzgaz.ru, экипаж Евгения Суховенко и Кирилла Чапаева взял золото, а экипаж Александра Потапова и Олега Нежнова стал серебряным призером соревнований в категории «Рейд». Еще один автомобиль под управлением Алексея Игнатова и Евгения Павлова, выступающий в самом быстром классе Т1, завоевал «бронзу» в абсолютном зачете. По итогам сезона команда «ГАЗ Рейд Спорт» становится победителем в командном зачете чемпионата России.
Традиционно в российском чемпионате по ралли-рейдам была только одна зимняя гонка – февральская баха «Россия – Северный лес». Однако в этом году из-за изменения графика соревнований в связи с эпидемией COVID-19 у спортсменов появилась еще одна возможность показать свое мастерство в необычных для классических ралли-рейдов зимних условиях.
За три дня автомобили преодолели 709 километров заснеженных дорог, из которых 525 километров пришлись на сложные спортивные спецучастки. Жесткие обледеневшие дороги, неожиданные трамплины, прикрытые снегом глубокие ямы требовали от экипажей максимальной сосредоточенности и предъявляли серьезные требования к прочности конструкции спортивных болидов.
Евгений Суховенко, пилот команды «ГАЗ Рейд Спорт», в интервью сайту говорит, что трасса была тяжелая – твердая, обледеневшая, с глубокими колеями, ко всему прочему – припорошенная снегом. В результате рельеф дороги не всегда было видно. «Штурман командует, что впереди яма. А ты вроде бы видишь ровную трассу, скорость сбрасывать нет нужды. Но сразу же чувствуешь сильный удар – яма была спрятана под снегом. Низкие температуры создавали дополнительные сложности. Например, даже брод нужно проезжать без экстрима. Некоторые вваливались в воду на полной скорости и сразу же на выезде – на ветру и двадцатиградусном морозе – превращались в сосульки. Если на стекле сантиметровый слой льда, то просто так его не собьешь. А на отогрев лобового стекла уйдет не менее 10-15 драгоценных минут. И подобных нюансов – миллион. В таких условиях и от пилота, и от штурмана требуется особая концентрация внимания. Без права на ошибку».
А чуть более месяца автомобили команды «ГАЗ Рейд Спорт» стали победителями III этапа чемпионата России по ралли-рейдам – бахи «Астрахань – 2020».
Его планировалось провести в Волгограде, однако эпидемиологическая ситуация в регионе не позволила это сделать, поясняет аzgaz.ru. Второй раз в этом сезоне гонку приняла Астраханская область. В сентябре здесь уже состоялась гонка «Золото Кагана», а в ноябре вновь в Астрахань прибыли лучшие гонщики страны. Соревнование проходило в условиях строгих эпидемиологических ограничений. Все участники прошли тестирование, было принято решение отказаться от торжественного старта и общих собраний гонщиков, не проводились пресс-конференции и т.д.
Организаторы соревнований подготовили 650-километровую трассу, 447 км из которых – скоростные участки. Астраханская трасса традиционно самая сложная в российском чемпионате. Тяжелые, почти африканские пески чередуются здесь с неровными степными дорогами. Из-за минусовых ночных температур степные участки бахи «Астрахань» стали, по отзывам спортсменов, практически «каменными». Кажущаяся ровной дорога изобилует небольшими буграми и впадинами, которые на спортивных скоростях создают эффект «стиральной доски» и становятся настоящим испытанием на прочность для узлов автомобилей.
Так вот. И подобными условиями богат Дагестан, и людьми, желающими выплеснуть городской адреналин, переполнен. Чего стоят одни только водители тех же маршрутных ГАЗелей. Чем не повод воспитывать иных спортсменов? Как там было про хорошо забытое прошлое? Точно! Почти настоящее! Так что, даешь ДОСААФ, Ширвани Алиевич!