… И медаль «Лучшему деду»
В том, что будет офицером, Магомедгаджи Байсултанов был уверен с самого детства. Будучи еще совсем юным, четко понимал, чего хочет и с чем свяжет свою жизнь. К мечте он шел целенаправленно, загодя готовился к службе в армии и морально, и физически. Непростое детство еще больше закалило характер будущего офицера.
Родился Магомедгаджи Байсултанов в селе Дылым Казбековского района. Его воспитывали мать и бабушка, в семье был единственным ребенком. Мать Тайганат Байсултанова была женщиной с характером и спуску шалостям сына не давала, воспитывая его в самых строгих горских обычаях. Мама занималась общественной деятельностью, и ей временами приходилось бывать в разъездах, поэтому Магомедгаджи часто оставался с бабушкой Зульхижат Адильгереевой, своей второй матерью.
Когда в 1973 году в Дылыме произошло сильное землетрясение, 8-летнего Магомедгаджи Байсултанова вместе с сельчанами направили в город Раменское Московской области. Там он, проучившись несколько лет, закончил 5-й класс, затем вернулся в Дылым. Через несколько лет за хорошую учебу и примерное поведение Байсултанова направили на учебу в Казанское суворовское училище. Но по семейным обстоятельствам он вскоре был вынужден вернуться домой, в Дагестан, где и окончил школу.
– Родственники хотели, чтобы я поступил в медицинский институт, но я противился как мог. Пришел сдавать экзамены и говорю членам комиссии: «Поставьте мне двойку». Не хотел быть врачом, совсем к другой профессии стремился. Так в итоге и не поступил в мединститут, – вспоминает Байсултанов.
Все начиналось с ВДВ
К тому времени, когда позади осталась школа, на его счету было уже не одно достижение в различных видах спорта. Наибольших успехов Магомедгаджи Хасбулатович добился в вольной борьбе – этому виду спорта он уделял особое внимание и готовил себя к службе в армии.
– Меня уговаривали, хотели отправить в более спокойные войска, говорили, что мать, инвалид 2-й группы, остается одна, что ростом мал (смеется), но я был непреклонен. Потом сказали, что, если мама напишет заявление, что не против, так и быть, направят. Мать уговорил и уже на следующий день был призван в десантные войска в город Кировабад, что в Азербайджане, – рассказывает Байсултанов.
Служба в армии прошла как один день. Магомедгаджи представлял свою воинскую часть на различных соревнованиях по борьбе и самбо, занимал призовые места. В 1978 году в звании сержанта Байсултанов вернулся домой.
Комсомол, партбилет и милиция
Сразу по приезде он сдал документы в Комитет государственной безопасности, прошел все необходимые процедуры для поступления на службу и ждал, когда его вызовут. Ждал почти полгода, за это время вступил в коммунистическую партию, работал секретарём Узлового комитета комсомола с правами райкома.
– Все комсомольцы транспортной милиции тогда стояли на учете в комитете. Я познакомился со многими из них. Тогда мне и предложили служить в рядах милиции. Хотя никогда не задумывался о службе в правоохранительных органах и видел себя только военным, но, подумав, согласился, да и ответ из КГБ долго не приходил. Так и попал в милицию, – рассказывает Магомедгаджи Байсултанов.
В железнодорожной милиции он прошел все ступени – от оперуполномоченного уголовного розыска до начальника дежурной службы.
Предложение стать командиром одного из спецподразделений республики поступило неожиданно. В то время ОМОНу (на транспорте) МВД было уже два года. Предыдущий командир перешел на другую работу, и выбор пал на майора милиции Байсултанова.
– Меня пригласил к себе начальник Транспортного управления в Ростове-на-Дону и говорит: «Мы хотим назначить вас командиром транспортного ОМОНа, учитывая ваш послужной список и опыт работы». Я понимал, какая ответственность на меня ложится, но это не напугало, и я согласился, – говорит Байсултанов.
С корабля – в бой
1998 год. На границе с Чечней не совсем спокойно. Начало командования отрядом пришлось именно на этот период. Личный состав транспортного ОМОНа – месяцами в командировке в соседней республике на охране железнодорожных путей и аэропорта.
– Трудные были времена, бойцы подолгу не виделись со своими семьями, не знали ни сна, ни отдыха. Перед нами стояла задача – не допустить нападения на железнодорожные пути и аэропорт, и мы должны были ее выполнить, несмотря ни на что. И мы не жаловались, все понимали, что «никто, кроме нас…» (девиз десантников. – Прим.авт.), – вспоминает Байсултанов.
Много раз бойцы ОМОНа попадали под обстрел, но ни разу бандитам не удалось прорваться. Одно такое нападение случилось ночью в декабре 2003 года на вокзале Грозного. Боевики, думая, что омоновцы отдыхают и потеряли бдительность, решили напасть на вокзал. Но не тут-то было. Быстро сориентировавшись, бойцы ОМОНа дали достойный отпор врагу, после чего такие попытки больше не предпринимались.
В ноябре 2002 года уже подполковник Байсултанов, назначенный командиром сводного отряда милиции (СОМ) заставы «Гром» в Грозном, четко и грамотно организовал работу по охране общественного порядка, обеспечению безопасности прохождения воинских эшелонов, пассажирских и грузовых поездов. Рискуя жизнью, Магомедгаджи Хасбулатович вместе с личным составом отряда неоднократно участвовал в проведении плановых специальных операций по выявлению и задержанию лиц, причастных к незаконным вооружённым формированиям, ликвидации мест хранения оружия и боеприпасов, а также по предотвращению деятельности диверсионно-террористических группировок.
– Другие дагестанские спецподразделения МВД в то время потеряли много лучших бойцов. Я всегда говорил своим ребятам, что транспортный ОМОН – это прикрывающая сила, а другие отряды ОМОНа и СОБРа часто вступают в открытый бой с врагом. Поэтому каждую их потерю мы принимали как свою и учились на их боевом опыте, – отмечает Байсултанов.
Несмотря на тяжелое время, бойцы отряда продолжали участвовать в общественной и спортивной жизни. Четыре года подряд сотрудники транспортного ОМОНа становились победителями спартакиады Северо-Кавказского управления внутренних дел на транспорте, чего в истории еще не было.
«Я коммунист до мозга костей»
Байсултанов, как командир отряда, большое внимание уделял физической и боевой подготовке бойцов.
– К примеру, я мог поднять их по тревоге в любое время дня и ночи, когда они этого не ожидали, «гонял» их как мог: физическая нагрузка, выносливость, стрельба, готовил к разному развитию ситуаций. Думаю, что бойцы мне за это только благодарны, потому что я, как командир, должен был сделать все, чтобы никого из них не потерять и воспитать настоящих спецназовцев. Надеюсь, что я добился свой цели, – говорит Магомедгаджи Хасбулатович.
К ним в отряд попасть мог не каждый. Будущие бойцы транспортного ОМОНа проходили жесткий отбор. При приеме на работу Байсултанов лично проводил собеседование с каждым кандидатом.
– Я коммунист до мозга костей. Для меня было важно, чтобы молодой человек в первую очередь любил свою Родину, чтобы был готов в любой момент встать на ее защиту, умел работать в команде и быть надежным и верным товарищем. Мне многие говорили: почему не берешь своих земляков на службу? Я отвечал: будут соответствовать требованиям и духу отряда — возьму. Я всегда учил своих бойцов говорить только правду, не терять честь и достоинство мужчины, горца, какая бы ситуация ни сложилась. При работе с гражданами призывал обращаться с ними, как с родственниками. Сегодня мы представляем власть, а завтра можем оказаться обычными гражданами, поэтому надо всегда оставаться людьми. Я строго предупреждал, что закон нарушать нельзя, все должно быть по закону и никак иначе, – говорит Байсултанов.
Сердцем и душой с отрядом
С 2012 года Магомедгаджи Хасбулатович находится на заслуженном отдыхе. Но службу в ОМОНе вспоминает с особой ностальгией.
– ОМОН – это моя стихия. Мне предлагали перейти в другие отряды, но я не захотел. Знал, что только в родном отряде буду чувствовать себя дома, – говорит ветеран.
Ветеран Байсултанов – частый гость в транспортном ОМОНе Управления Росгвардии по Республике Дагестан. Без него не проходит ни одно мероприятие. И взрослые, и молодые бойцы всегда с радостью встречают его и называют не иначе как «командир».
– Я слежу за жизнью отряда, горжусь его достижениями, особенно в спорте, что очень радует. Каждый их успех воспринимаю как свой. Хоть я и на пенсии, но сердцем и душой всегда с отрядом, – уверенно заявляет командир.
– Когда узнал, что транспортный ОМОН, как и другие спецподразделения, вошел в состав Росгвардии и по Дагестану новое силовое ведомство возглавляет Герой России Магомед Баачилов, то очень обрадовался. Пока есть такие командиры, как Магомед Гусейнович и его заместители – опытные сотрудники и военнослужащие, имеющие огромный боевой опыт, которые делятся своим бесценным опытом с молодыми росгвардейцами, я уверен — это силовое ведомство будет только процветать и они смогут выполнить любую поставленную задачу, – добавил наш собеседник.
У Магомеда Хасбулатовича было трое детей – два сына и дочь. Старший сын пошел по стопам отца, был сотрудником ОМОНа в Санкт-Петербурге, но несколько лет назад из-за тяжелой болезни его не стало. Младший сын решил посвятить себя другому, «гражданскому», делу. А дочь подарила отцу двух внучек и внука, в которых он души не чает.
– В школе, где учится внучка, мне даже вручили медаль «Лучшему деду» (смеется). Теперь мои внуки – моя жизнь, я полностью посвятил себя им и хочу вырастить из них в первую очередь хороших людей и патриотов своей Родины, – заканчивает беседу Байсултанов.
Магомедгаджи Хасбулатович награжден медалями «За заслуги перед Отечеством» II степени, «За охрану общественного порядка», множеством ведомственных наград и почетных грамот.