И в письме том магия!..
Большинство современных людей переписываются в мессенджерах, мысли свои выражают через социальные сети. Удобно, быстро, но не оригинально. О тепле, которое веет от настоящих, бумажных писем, мы говорили недавно с коллегой, пресс-секретарем департамента образования администрации г. Тюмени Дилярой Шайхутдиновой.
«Привет. Я тут небольшие подарочки приготовила, тюменские. На какой адрес можно тебе отправить?» – написала мне Диляра в один из дождливых декабрьских дней.
«Привет. Сто лет по почте ничего не получала. Последний раз писала письмо лет 15 назад», – говорю ей.
«А я вот недавно получила письмо. Это так приятно, оказывается!» – поделилась коллега.
От «Пионера» и «Ласточки» к шариковой ручке
Так что письмо вовсе не пережиток прошлого. Почерк каждого человека уникален, а навыки ручного письма важны даже в эпоху звуковых сообщений и печатных текстов.
Не случайно ежегодно 23 января во всём мире отмечается День ручного письма (День почерка). Праздничная дата была учреждена американской Ассоциацией производителей письменных принадлежностей в 1977 году.
С течением времени ручное письмо трансформировалось, использовались разные инструменты для красивого почерка.
– Когда я училась в первом классе, а это был 1965 год, в качестве пишущего инструмента использовался карандаш, – делится воспоминаниями заместитель ответственного секретаря «Дагправды» Хадижат Казимова. – Три месяца мы выводили по образцу палочки и точки, различные знаки карандашом. Потом уже разрешили пользоваться ручками. Переходить от карандаша к перьевой ручке для нас, малышей, было волнительно.
Чернильница-непроливайка, правда, не всегда оправдывала своего названия. У некоторых она часто переворачивалась, из нее ничего не вытекало, если только чернил там было немного.
Хадижат Энверовна вспоминает специальный мешочек, связанный мамой. В него школьница бережно помещала чернильницу, а ручки хранила в пенале.
– Мы начинали с перьевой ручки, которая называлась «Пионер». В старших классах взяли в руки «Ласточку». Чистописанию уделялось огромное значение, прописи в косую линейку были у каждого. Заложенные в начальных классах основы красивого письма сохранились на всю жизнь – мы так привыкли, – делится коллега.
И действительно, почерк у нее очень красивый. Это может подтвердить каждый сотрудник нашей редакции.
Школе чужды уроки каллиграфии
В современных школах чистописание не является необходимым навыком, виной тому технологии, прочно вошедшие в нашу жизнь.
– Проблема плохого почерка в школе актуальна и касается не только младших классов. Порой даже старшеклассники сами не в состоянии прочитать то, что написали, – отмечает учитель начальных классов школы № 59 г. Махачкалы Лиана Курбанова.
Чтобы выработать навыки красивого письма, она с коллегами прибегает к разным способам.
– Большой популярностью в российских школах пользуется спецтетрадь Вероники Мазиной. После посещения ее курса «Нейропсихология красивого почерка» в 2022 году в Москве я провела мастер-класс. Будучи руководителем методобъединения, могу с уверенностью сказать: одной спецтетрадью ситуацию не улучшить, усилия в этом направлении нужно прикладывать как педагогам, так и родителям, – считает она и добавляет, что с первого класса, а при возможности еще раньше, следует развивать мелкую моторику детей, проводить физминутки, использовать тренажер по чистописанию.
Не рука пишет, а мозг через руку
Почерк напрямую связан с работой головного мозга, согласно мнению некоторых экспертов, не рука пишет, а мозг пишет через руку. В этом убеждена и каллиграф Сабина Джамалдинова. Ранее мы писали о том, как детей меняют навыки ручного письма.
– После публикации в вашей газете («Почерк как искусство совершенства», https://dagpravda.ru/kultura/pocherk-kak-iskusstvo-sovershenstva/) был небывалый до этого наплыв желающих обучиться каллиграфии. Чаще всего дети к нам приходят во время каникул, – рассказывает Сабина.
По словам специалиста, отказ от ручного письма может привести к негативным последствиям для интеллектуальной деятельности.
– Определенные участки мозга атрофируются, если человек совсем не пишет от руки, отказ от этого вида труда ведет к ухудшению памяти. Особенно опасен отказ от ручного письма для детей. Рисование карандашами, ручками и фломастерами развивает мелкую моторику, стимулирует зоны мозга, отвечающие за речь и логику. Зажатые на первых занятиях дети раскрываются, делятся историями из школьной жизни. С желанием изменить качество письма приходят чаще девочки. Но даже неохотно появившиеся на пороге мальчишки с удовольствием выводят буквы маркером на доске, закрепляют полученный результат на бумаге, в специальных карточках. Ребята становятся собраннее, у них вырабатывается терпение, меняется эмоциональный фон. Много желающих улучшить ручное письмо появляется ближе к сдаче ЕГЭ, неразборчивость букв в тесте порой становится причиной занижения оценки, особенно по русскому языку. Наблюдая за учениками, могу сказать, что внутренний мир совершенно точно отображается на письме – когда настроения нет, почерк скачет. В основном красивый, ровный почерк встречается у сильных, уверенных в себе, успешных людей, – отмечает наш собеседник.
Искусству красиво писать обучают в основном на спецкурсах. Но в нашей республике каллиграфов, увы, не так много, как хотелось бы. Впрочем, найти 15 минут для себя или своего ребенка, внука под силу каждому. Ну пропустите вы просмотр турецкого сериала, чаепитие с подружкой, футбольный матч… Зато можете уделить внимание и поменять эмоциональный фон своего чада. Не случайно самые полезные занятия для детей дошкольного и младшего школьного возраста – лепка, игра на музыкальных инструментах, рисование. Когда ребенок овладевает письмом, учится написанию той или иной буквы, это существенным образом сказывается на развитии мозга.