X
10:36 17.12.2021

Идеал дагестанской нравственности

Выпуск - 2021 №№349-350
402

_ Слово «намус» нынче редко упоминают и так же редко вспоминают о традиционно сложившихся нормах народной нравственности. А между тем следует помнить, что стержневой основой культурно-исторического наследия народов, в том числе и Дагестана, всей системы народного воспитания является мораль, на чем и основывается нравственная культура человечества.

Не случайно мудрецы Дагестана говорят: «Кем бы ты ни стал по профессии и должности, оставайся прежде всего человеком». Любая деятельность человека, любое проявление его умственных и физических качеств расцениваются в народе с точки зрения соответствия таким нравственным понятиям, как «честь», «совесть», «достоинство», «заветы дедов», «доблесть», «благородство» и другие.

Народная нравственность не ограничивается краткой словесной формулой человеческих отношений. Моральный кодекс народов Дагестана располагает своеобразными нормами оценок человека в рамках семьи, рода, аула, народа. Сюда входят отношение к своей внешности (одежде, мимике, жестам), к родному языку (как, когда, с кем, какими словами общаться), к народным обычаям и традициям, к культуре общения (тон, темп, вежливость) с учетом возраста и пола людей, отношение к своему здоровью, к своим достоинствам и недостаткам.

Помимо соблюдения традиционно предписанных, максимально доброжелательных отношений к матери, отцу, братьям и сестрам народная нравственность требует почтительно-уважительного отношения к престарелым членам семьи, семейным традициям, семейным реликвиям, поддержки добрых отношений между родителями, между младшими и старшими членами семьи.

Воспринимая с детства правила человеческих отношений, выработанные нравственной культурой народов Дагестана, руководствуясь ими в ежедневной практике общения, человек осознает свои права, обязанности и себя как часть целой семьи, рода, аула и народа. Так крепится в сознании человека чувство долга перед самим собой, перед семьей и народом, иначе говоря, чувство патриотической ответственности. Вековая мудрость наших предков гласит: «Кто не живет для других, тот не живет и для себя» (общедаг.).

В нравственной культуре народов Дагестана, помимо категорий «нравственность», «духовность», «милосердие» и другое, присущих общечеловеческой культуре, имеются категории, выражающие самобытные черты людей, обусловленные особенностями менталитета, психологии, религии и традиционной духовной культуры нашего края. Одна из них – общая для многих народов Кавказа, так и нашего края, категория «намус».

Намус впитал в себя всё то нравственно ценное, что составляло основу морали горцев, их духовный потенциал. В народной нравственности горцев принято, что намус – это категория морали, обобщенно выражающая нравственную сущность личности, это эталон чести и порядочности, то есть образец безупречной, незапятнанной репутации, мерило оценки духовно-нравственной зрелости и целостности личности.

В категории «намус» гармонически сочетаются духовность и нравственность. В самом широком смысле под термином «намус» понимают перечень норм общечеловеческой морали, выражаемый такими понятиями, как милосердие, миролюбие, взаимопонимание, взаимо-
помощь, благочестие, правдивость, истинность и верность, справедливость, прощение, скромность, мудрость, достоинство, законопослушание, доброжелательность, гуманность.

Людям с намусом чужды зло, убийство, насилие, трусость, низость, скупость, безнравственность и другие пороки, осуждаемые всеми народами. Намус предписывает обращаться к старшим, добавляя к их именам слова: брат, отец, дедушка, дядя, тётя, мать, бабушка, а при обращении к младшим – сынок, внучек, племянник, дочка, внучка, племянница.

По установкам горского намуса каждый житель горного края, молодой или пожилой, мужчина или женщина, должен с детства формировать в себе и проявлять такие личностные качества, как чувство собственного достоинства, общительность, правдивость, верность данному слову; порядочность, аккуратность, трудолюбие, милосердие; почитание родителей и забота о них в старости, уважение к старшим, любовь к детям; забота о семейном благополучии; соучастие в беде и горе близкого человека, стремление помочь ему; гордость за свой тухум (род), аул, народ; соблюдение норм и правил общественного поведения; соблюдение традиций и обычаев своего народа; верность своему народу, любовь к Родине; гостеприимство, сотрудничество и содружество с людьми других национальностей; стремление оказывать взаимопомощь, взаимовыручку, проявлять взаимопонимание; любовь к животному и растительному миру; справедливость и честность при торговле и обмене.

Намус предполагает четкое выполнение требований, непременно соответствующих половозрастному развитию и становлению человека. Например, являясь одним из главных качеств горца, намус строго оберегал мужчину от неверного шага. Настоящий мужчина не совершал проступок и даже случайно не изрекал какое-то слово, чтобы над ним смеялись. Стать смешным – значит потерять намус. Горский этикет считает неприличным допускать вольность в манерах поведения в общественных местах. Даже ироничный взгляд считался оскорблением мужского достоинства. Если намус задевали по собственной вине, судьей себе становился сам мужчина. Общественное осуждение для горца считается хуже физической расправы. Да и для каждого потеря достоинства в глазах общественности бывает невыносима. Намус требует от каждого горца собственной защиты и защиты семьи от оскорблений и унижений.

Есть ли в понимании здравомыслящих горцев на свете что-то, что может быть дороже самой жизни человека? У простого горца дороже «самого дорогого» всегда был намус. Горец нес ответственность за семью и род. Он мог и сам себя лишить жизни, погибнуть в бою. При этом наиболее важным для горца считалось сохранить намус семьи, тухума (рода), аула и всего джамаата (общества).

Намус учил мужчин соблюдению и постоянному сохранению нравственных и гуманистических начал в отношениях между собой. Для этого народная нравственность рекомендует придерживаться специальных этических норм.

На намусе основывается чувство локтя, всегда свойственное здравомыслящему дагестанцу. Оно прямо вытекает из горского намуса. У народов Дагестана издревле принято проявлять душевную теплоту, неотложно оказывать помощь человеку и семье, на которых обрушивалось несчастье.

Намус обязывает горцев проявлять чувство коллективной поддержки, например при ремонте дорог, очистке родников, благоустройстве общественных сооружений. На этих работах человек с намусом старается отличиться в глазах своих товарищей. Это является делом чести труженика. Люди помогают друг другу и тогда, когда эта помощь затрагивает их материальные интересы.

Дагестанский намус является веками испытанным стимулятором благоразумия, благосклонности и благочестия человека. Если горец после долгой разлуки приезжает в аул, ему следует с двумя-тремя родственниками посетить дома, в которых в период его отсутствия случались несчастья.

Более того, по обычаю горцев принято поздравлять сельчан с приобретением нового транспорта, с новосельем и даже с обновкой одежды. При этом непременно пожелать доброго здравия, благополучия в пользовании.

По нормам горского намуса категорически нельзя устраивать увеселительные, шумные мероприятия, когда в ауле несчастье – должно пройти определенное время. Даже после этого полагается получить разрешение на проведение свадьбы у людей, которых постигло горе. Считается неприличным ехать на коне по аулу вскачь, только шагом. Если путник оказывается в ауле в момент траура, он останавливается и выражает соболезнование. Если же он находится в ауле в период свадьбы или праздника, то принимает участие в них. Всё это и многое другое, предписанное нравственностью народа, – святое дело намуса.

Намус определяет последовательность естественной взаимосвязи вещей согласно законам природы. Его не передать словами, скорее это понятие исходит из недр бьющейся энергии нации, глубоко уходя к ее истокам.

Как отмечают исследователи: «Язык нации — отражение его мышления. И если слова «намус» нет в других языках, соответственно, оно выражает жизненные явления, свойственные исключительно этой нации — ментальности горской традиционной культуры. Народы Северного Кавказа хорошо чувствуют это понятие. Они не пытаются дать ему обозначение».

История и опыт старших поколений под-
тверждают, что главные духовно-нравственные ценности, интегрированные в категории «намус», соответствуют требованиям, предъявлявшимся к воспитанию нашими предками.

К большому сожалению, ничего из сказанного выше в современных условиях ни государством, ни обществом не управляется, даже нет попытки повлиять на ситуацию. Государственные и общественные органы по проблемам семьи, женщин и детей  от случая к случаю проводят какие-то отдельные мероприятия, встречи, конференции, но всё это не более чем мероприятия, на общество мало влияющие. Наши телеканалы в большинстве своем заняты сбросом в общество самого худшего, что есть в людях. Традиционно позитивное, исторически присущее народам региона редко становится объектом серьезного обсуждения и пристального внимания.

Это всё, на наш взгляд, следствие того, что наше народное образование оторвано от народной культуры и более всего от нравственной культуры самого народа. Даже специальный общеобразовательный предмет «Культура и традиции народов Дагестана», более 25 лет обязательный в 4, 8, 9, 10, 11 классах общеобразовательных организаций, педагогических сузах и вузах республики, с 2017 учебного года рекомендуется по усмотрению директоров школ и по желанию учащихся, то есть находится на стадии окончательного забвения.

Горский намус как ключевая нравственная категория был предметом исследования
патриарха дагестанской истории профессора Расула Магомедова, исследователя народной педагогики, профессора Абдурахмана Магомедова и многих других. Они с большой заботой говорили о воспитании и образовании молодого поколения на лучших традициях народов Дагестана.

Выход очевиден: человеку, гражданину и патриоту нашей малой республики и великой России не следует искать идеалы в культурах Запада и Востока, а нужно эффективно использовать образцовые нравственные установки, сконцентрированные в национальных культурах нашего многонационального Отечества, апробированные и отшлифованные в тысячелетней практике воспитания человека и человечности.

Статьи из «Общество»

Главные традиции

0
В современном мире, подвергаемом деформации духовно-нравственных ценностей, особую...

Не теряет актуальности

3
Как бы кто не относился к советской власти, но она внесла в становление нашей...

Птичьи права потребителей

2
Для начала хочу обратить внимание читателя на снимок. На первый взгляд картина ясна: при...

Россия – семья народов

5
Велико значение России в истории Дагестана. Всесторонние связи, узы братства, которые складывались свыше 300 лет – с 1722 года, с момента основания Петром Великим...

Адвокаты на смену юристам

16
В последнее время все чаще встречаются случаи, когда излишне доверчивые люди страдают от рук псевдоюристов. Люди хотят сэкономить на юридических услугах и...

Служили Родине

23
Каждый юбилей Победы вновь пробуждает нашу память о героическом прошлом страны, фантомной...

Пока свое не вернем…

16
Удивительное это дело – взятка. Она, как известно, существовала еще со времен фараонов,...

Время, когда закалялась душа

5
Жизненный путь этого человека – отражение истории нашей страны. На фронте он был буквально с...

По закону и по совести

27
Во все времена замечено: когда страна переживает трудные дни, потребность обращаться к...

Не только для парадов

12
У России два верных союзника – армия и флот, гласит известный афоризм. Российский военный...