X
10:36 17.12.2021

Идеал дагестанской нравственности

Шайдабег Мирзоев, профессор
Выпуск - 2021 №№349-350
177

_ Слово «намус» нынче редко упоминают и так же редко вспоминают о традиционно сложившихся нормах народной нравственности. А между тем следует помнить, что стержневой основой культурно-исторического наследия народов, в том числе и Дагестана, всей системы народного воспитания является мораль, на чем и основывается нравственная культура человечества.

Не случайно мудрецы Дагестана говорят: «Кем бы ты ни стал по профессии и должности, оставайся прежде всего человеком». Любая деятельность человека, любое проявление его умственных и физических качеств расцениваются в народе с точки зрения соответствия таким нравственным понятиям, как «честь», «совесть», «достоинство», «заветы дедов», «доблесть», «благородство» и другие.

Народная нравственность не ограничивается краткой словесной формулой человеческих отношений. Моральный кодекс народов Дагестана располагает своеобразными нормами оценок человека в рамках семьи, рода, аула, народа. Сюда входят отношение к своей внешности (одежде, мимике, жестам), к родному языку (как, когда, с кем, какими словами общаться), к народным обычаям и традициям, к культуре общения (тон, темп, вежливость) с учетом возраста и пола людей, отношение к своему здоровью, к своим достоинствам и недостаткам.

Помимо соблюдения традиционно предписанных, максимально доброжелательных отношений к матери, отцу, братьям и сестрам народная нравственность требует почтительно-уважительного отношения к престарелым членам семьи, семейным традициям, семейным реликвиям, поддержки добрых отношений между родителями, между младшими и старшими членами семьи.

Воспринимая с детства правила человеческих отношений, выработанные нравственной культурой народов Дагестана, руководствуясь ими в ежедневной практике общения, человек осознает свои права, обязанности и себя как часть целой семьи, рода, аула и народа. Так крепится в сознании человека чувство долга перед самим собой, перед семьей и народом, иначе говоря, чувство патриотической ответственности. Вековая мудрость наших предков гласит: «Кто не живет для других, тот не живет и для себя» (общедаг.).

В нравственной культуре народов Дагестана, помимо категорий «нравственность», «духовность», «милосердие» и другое, присущих общечеловеческой культуре, имеются категории, выражающие самобытные черты людей, обусловленные особенностями менталитета, психологии, религии и традиционной духовной культуры нашего края. Одна из них – общая для многих народов Кавказа, так и нашего края, категория «намус».

Намус впитал в себя всё то нравственно ценное, что составляло основу морали горцев, их духовный потенциал. В народной нравственности горцев принято, что намус – это категория морали, обобщенно выражающая нравственную сущность личности, это эталон чести и порядочности, то есть образец безупречной, незапятнанной репутации, мерило оценки духовно-нравственной зрелости и целостности личности.

В категории «намус» гармонически сочетаются духовность и нравственность. В самом широком смысле под термином «намус» понимают перечень норм общечеловеческой морали, выражаемый такими понятиями, как милосердие, миролюбие, взаимопонимание, взаимо-
помощь, благочестие, правдивость, истинность и верность, справедливость, прощение, скромность, мудрость, достоинство, законопослушание, доброжелательность, гуманность.

Людям с намусом чужды зло, убийство, насилие, трусость, низость, скупость, безнравственность и другие пороки, осуждаемые всеми народами. Намус предписывает обращаться к старшим, добавляя к их именам слова: брат, отец, дедушка, дядя, тётя, мать, бабушка, а при обращении к младшим – сынок, внучек, племянник, дочка, внучка, племянница.

По установкам горского намуса каждый житель горного края, молодой или пожилой, мужчина или женщина, должен с детства формировать в себе и проявлять такие личностные качества, как чувство собственного достоинства, общительность, правдивость, верность данному слову; порядочность, аккуратность, трудолюбие, милосердие; почитание родителей и забота о них в старости, уважение к старшим, любовь к детям; забота о семейном благополучии; соучастие в беде и горе близкого человека, стремление помочь ему; гордость за свой тухум (род), аул, народ; соблюдение норм и правил общественного поведения; соблюдение традиций и обычаев своего народа; верность своему народу, любовь к Родине; гостеприимство, сотрудничество и содружество с людьми других национальностей; стремление оказывать взаимопомощь, взаимовыручку, проявлять взаимопонимание; любовь к животному и растительному миру; справедливость и честность при торговле и обмене.

Намус предполагает четкое выполнение требований, непременно соответствующих половозрастному развитию и становлению человека. Например, являясь одним из главных качеств горца, намус строго оберегал мужчину от неверного шага. Настоящий мужчина не совершал проступок и даже случайно не изрекал какое-то слово, чтобы над ним смеялись. Стать смешным – значит потерять намус. Горский этикет считает неприличным допускать вольность в манерах поведения в общественных местах. Даже ироничный взгляд считался оскорблением мужского достоинства. Если намус задевали по собственной вине, судьей себе становился сам мужчина. Общественное осуждение для горца считается хуже физической расправы. Да и для каждого потеря достоинства в глазах общественности бывает невыносима. Намус требует от каждого горца собственной защиты и защиты семьи от оскорблений и унижений.

Есть ли в понимании здравомыслящих горцев на свете что-то, что может быть дороже самой жизни человека? У простого горца дороже «самого дорогого» всегда был намус. Горец нес ответственность за семью и род. Он мог и сам себя лишить жизни, погибнуть в бою. При этом наиболее важным для горца считалось сохранить намус семьи, тухума (рода), аула и всего джамаата (общества).

Намус учил мужчин соблюдению и постоянному сохранению нравственных и гуманистических начал в отношениях между собой. Для этого народная нравственность рекомендует придерживаться специальных этических норм.

На намусе основывается чувство локтя, всегда свойственное здравомыслящему дагестанцу. Оно прямо вытекает из горского намуса. У народов Дагестана издревле принято проявлять душевную теплоту, неотложно оказывать помощь человеку и семье, на которых обрушивалось несчастье.

Намус обязывает горцев проявлять чувство коллективной поддержки, например при ремонте дорог, очистке родников, благоустройстве общественных сооружений. На этих работах человек с намусом старается отличиться в глазах своих товарищей. Это является делом чести труженика. Люди помогают друг другу и тогда, когда эта помощь затрагивает их материальные интересы.

Дагестанский намус является веками испытанным стимулятором благоразумия, благосклонности и благочестия человека. Если горец после долгой разлуки приезжает в аул, ему следует с двумя-тремя родственниками посетить дома, в которых в период его отсутствия случались несчастья.

Более того, по обычаю горцев принято поздравлять сельчан с приобретением нового транспорта, с новосельем и даже с обновкой одежды. При этом непременно пожелать доброго здравия, благополучия в пользовании.

По нормам горского намуса категорически нельзя устраивать увеселительные, шумные мероприятия, когда в ауле несчастье – должно пройти определенное время. Даже после этого полагается получить разрешение на проведение свадьбы у людей, которых постигло горе. Считается неприличным ехать на коне по аулу вскачь, только шагом. Если путник оказывается в ауле в момент траура, он останавливается и выражает соболезнование. Если же он находится в ауле в период свадьбы или праздника, то принимает участие в них. Всё это и многое другое, предписанное нравственностью народа, – святое дело намуса.

Намус определяет последовательность естественной взаимосвязи вещей согласно законам природы. Его не передать словами, скорее это понятие исходит из недр бьющейся энергии нации, глубоко уходя к ее истокам.

Как отмечают исследователи: «Язык нации — отражение его мышления. И если слова «намус» нет в других языках, соответственно, оно выражает жизненные явления, свойственные исключительно этой нации — ментальности горской традиционной культуры. Народы Северного Кавказа хорошо чувствуют это понятие. Они не пытаются дать ему обозначение».

История и опыт старших поколений под-
тверждают, что главные духовно-нравственные ценности, интегрированные в категории «намус», соответствуют требованиям, предъявлявшимся к воспитанию нашими предками.

К большому сожалению, ничего из сказанного выше в современных условиях ни государством, ни обществом не управляется, даже нет попытки повлиять на ситуацию. Государственные и общественные органы по проблемам семьи, женщин и детей  от случая к случаю проводят какие-то отдельные мероприятия, встречи, конференции, но всё это не более чем мероприятия, на общество мало влияющие. Наши телеканалы в большинстве своем заняты сбросом в общество самого худшего, что есть в людях. Традиционно позитивное, исторически присущее народам региона редко становится объектом серьезного обсуждения и пристального внимания.

Это всё, на наш взгляд, следствие того, что наше народное образование оторвано от народной культуры и более всего от нравственной культуры самого народа. Даже специальный общеобразовательный предмет «Культура и традиции народов Дагестана», более 25 лет обязательный в 4, 8, 9, 10, 11 классах общеобразовательных организаций, педагогических сузах и вузах республики, с 2017 учебного года рекомендуется по усмотрению директоров школ и по желанию учащихся, то есть находится на стадии окончательного забвения.

Горский намус как ключевая нравственная категория был предметом исследования
патриарха дагестанской истории профессора Расула Магомедова, исследователя народной педагогики, профессора Абдурахмана Магомедова и многих других. Они с большой заботой говорили о воспитании и образовании молодого поколения на лучших традициях народов Дагестана.

Выход очевиден: человеку, гражданину и патриоту нашей малой республики и великой России не следует искать идеалы в культурах Запада и Востока, а нужно эффективно использовать образцовые нравственные установки, сконцентрированные в национальных культурах нашего многонационального Отечества, апробированные и отшлифованные в тысячелетней практике воспитания человека и человечности.

Статьи из «Общество»

Не повторить судьбу родителей

9
В 2022–2023 годах в Дагестане был реализован проект «Возвращение в мирную жизнь: реабилитация и...

Наш долг – помнить о них

5
По всей стране недавно вспоминали воинов-интер­националистов. Дата при­урочена к 35-летию...

Одно на всех большое сердце

5
Поддержка женских клубов, организация гуманитарных миссий, место и роль женщин в политической системе России в 2024 году, реализация национальной стратегии в...

Когда патриотизм под кольчугой

39
В этом году Дагестан будет отмечать 25-летие разгрома...

Отцовское плечо

28
Президент России Владимир Путин в 2021 году официально учредил праздник День отца, который...

Эпоха беспамятства прошла

34
Последняя колонна советских войск 35 лет назад, 15 февраля 1989 года, покинула территорию...

С учётом современных вызовов

9
В 1993 году в условиях депрессивной экономики и отсутствия четко выраженных идеологических тезисов в вопросах семьи, материнства и детства дагестанским женщинам...

Желание быть рядом

15
Поднимаясь высоко в гору, мы порой останавливаемся, чтобы перевести дух, оглянуться и...