Прародительницей жанра стала карта одной из самых знаменитых стратегий в жанре фэнтези Warcraft (военное ремесло). Представители сказочной фауны выясняют отношения на квадрате земли, разрезаемом речкой строго по диагонали. В итоге каждой команде отводится равное количество игрового пространства. Оказываясь в одинаковых условиях, игроки выбирают стратегию – набирать силу на своей территории или пересечь реку и пуститься в сражение сразу. Задача – сровнять с землёй святилище чужой команды.
Раньше подобные стычки проходили в домашних условиях, на площадках игровых залов. Сегодня игры организовываются на базе вузов. За границей киберспорт уже давно приобрёл стадионный размах. Всем необходимым для игры участников соревнований обеспечивают организаторы. Сами геймеры приносят с собой только клавиатуру и «мышку». Для игрока эти два инструмента – предмет сугубо личных предпочтений. Свои команды уже собрали студенты ДГПУ, ДГТУ и других вузов. Путь к тому, когда за движением твоего персонажа в игре наблюдают с больших экранов тысячи зрителей, начинается именно со студенческих лиг. Здесь и денег можно подзаработать. Призовой фонд порой переваливает за сотни тысяч рублей. Но главная цель молодых игроков на подобных эвентах – проверить себя.
Не будем забывать, что человек, сидящий возле компьютера большую часть своего времени, как правило, не привык к публичности. И как бы хорошо ты ни играл дома или в кругу друзей, на публике первые игры даются непросто. Пройдя все перипетии студенческих лиг, игрок понимает, готов ли он заниматься любимым делом профессионально или же ему лучше ещё годик потренироваться.
Может быть, слово «тренировки» звучит несколько забавно в контексте «мышки» и клавиатуры. Но когда парень, как правило, не отрывает глаз от монитора по 8 часов в день, выжимая за это время столько клавиш, что хватит на небольшой рассказ, месяцами оттачивая игровые комбинации, то здесь уже мало кто будет смеяться над ним. Маленький пример. Если вы читаете текст в Интернете, попробуйте закрыть вкладку и добавить новую и засечь, сколько времени у вас на это ушло. Наверняка не меньше десяти секунд, пока вы метнёте курсор в одну сторону, наведёте на крестик и пр. Любой геймер сделает это едва ли не со скоростью звука.
В целом развитие компьютерного спорта вывело на свет миллионы фанатов подобных развлечений. Когда-то они считались своего рода маргиналами, не видящими ничего за своими мониторами. Но теперь, когда те же школьники выигрывают на международных соревнованиях сотни тысяч долларов, а наблюдают за ними вдесятеро больше зрителей, впору пересмотреть свои взгляды.
Да, так или иначе, это всего лишь игры, которые не предполагают какой-либо физической подготовки, кроме наличия ловких рук, но это дело, которому отдаются на свой страх и риск тысячи ребят. У киберспортсмена, пожалуй, самый недолгий век. 30 лет – тот рубеж, когда реакция (самая главная фишка в игре) и координация уже не те, считается «пенсионным возрастом». И далеко не все из них добиваются успеха. Так что, если ваше чадо долго засиживается за компьютером, впору серьёзно поговорить с ним. Но уже не по технологии «я сейчас сама выключу!», а спросив: готов ли он выбрать путь киберспортсмена или ему всё же будет лучше играть во дворе?