Им было 18!
Вышедшее недавно в свет издание Патимат Геличовой «Русские учителя в Дагестане» – не просто книга, а скорее великолепно изданная энциклопедия в прекрасной обложке с силуэтом русской учительницы.
«Удел России, – утверждал широко известный русский социолог, культуролог, геополитик Н.Я. Данилевский, – не покорять и угнетать, а, освобождая, восстанавливать». Вступая на землю Дагестана, русские не разрушали местные типы культур горцев, а вживались в них. Россия со временем становилась соединением равноправных народов, интегрируемых на началах партнерства, сотрудничества, единства исторического и фактического существования. Этнические русские специалисты, учителя в республике сливаются с русифицированными дагестанцами и наоборот. Приведу только два-три примера.
Русский генерал-майор Пётр Карлович Услар, проживший в Дагестане около 20 лет, становится «отцом» дагестанских языков, изучает даргинский, кумыкский, лакский, табасаранский и воспитывает целую плеяду замечательных дагестанских лингвистов, которые продолжили его дело.
В начале 30-х годов прошлого столетия в селении Берикей Дербентского района четыре московские учительницы выучили местный азербайджанский язык и учили на нем молодежь, детей читать и писать. Благодарные берикейцы назвали одну из центральных улиц села Учительской.
В одной только Тлярошской средней школе Чародинского района работали в разные времена начиная с 30-х годов 32 русских учителя из Курской, Ростовской, Псковской, Ярославской и других областей. В их числе была Валентина Пантелеевна Кузнецова. В книге А.Геличовой есть эпизоды из ее воспоминаний:
«Шёл послевоенный 1947 год. Разруха, слезы сирот и вдов, голод… Нас 138 человек, выпускников педучилища Воронежской области, направили в Дагестан… 25 августа прибыли в Махачкалу. Приветствовал нас первый секретарь обкома партии Абдурахман Даниялов… Распределили по районам. Меня и еще 5 человек направили в Чародинский район. Нам было по 18 лет. До Гуниба ехали полуторкой, а до Цуриба – на быках. Арба тащилась по крутым поворотам узкой дороги между высоченных скал над обрывами и пропастями, а внизу бесилась река. Было страшно… 26 августа к ночи прибыли в райцентр – Цуриб. 27 августа руководители района отправили нас по разным школам. Вот и Тлярош… Коллектив встретил меня приветливо… Директор отвел меня в приготовленную для меня квартиру. Хозяйку звали Аминат. 1 сентября начались трудовые будни. Школа работала в две смены. Не было библиотеки… Не хватало тетрадей… Пять лет своей юности я отдала школьникам Чародинского района. 8 сентября 2007 года меня пригласили на 80-летие Тлярошской средней школы…».
Исторически сложившаяся технико-экономическая и культурная отсталость дооктябрьского Дагестана не могла не наложить своего отпечатка на характер и темпы школьного образования как в первые годы советской власти, так и в годы довоенных и послевоенных пятилеток. По данным переписи 1926 года, 87,8% населения республики оставалось неграмотным. В этих условиях русские учителя становились драйверами развития школьного и вузовского образования. Именно они сыграли ключевую роль в становлении дагестанской образовательной системы и повышении ее места в социально-экономическом развитии Республики Дагестан.
Огромный статистический материал, основанный на многолетних исследованиях, воссоздаёт динамику школьного образования в Дагестане и показывает роль в этом русских учителей.
Данная книга не оставит равнодушным ни одного читателя, интересующегося важнейшими тенденциями возрождения исторического прошлого Дагестана и России. Мы в России – Россия в нас!