Имя как судьба
Имя, как судьба, крепко-накрепко связанная с характером, образом жизни, той ментальностью, что многое объясняет, ещё больше влияет на то, что зовётся кисметом… В этом логическая завершенность и характер, что влияет на выбор жизненного пути. Имя Сураката Асиятилова, спортсмена, общественного деятеля, политика, не просто дало ему путевку в жизнь, но состоящее из семи канонических предназначений, словно предопределило его земной путь.
Традиционное воспитание в горском духе, безоговорочное подчинение правилам, привитым семьёй, родом, сила характера, харизма… Он искренне верил, что неукоснительное соблюдение адатов вольных горных обществ единственно возможный путь в жизни, что играет главную роль в их карьере, судьбе.
Его бескомпромиссная откровенность рождала в народе молву, что Суракату на роду написано скакать по жизни с шашкой наголо. И кто бы спорил с тем, что имя наделило его свойствами непростого характера – упрямого и нетерпимого к несправедливости. Доверчивый и вспыльчивый, прямолинейный и упёртый, но необычайной доброты и великодушия человек, обладавший умением прощать, не поминая обид. Гостеприимный и хлебосольный, создавший крепкую семью, воспитавший своих сыновей, придерживающихся адатов и обычаев и традиций предков, которыми он так гордился.
Вспоминая о нём, друзья, коллеги говорят, что Суракат Хавалович не был ни властолюбивым, ни раздражительным, им руководило стремление довести любое дело до конца, умение докопаться до сути. И не поверхностная сторона жизни являлась его сутью. Может быть, излишняя конкретика и отсутствие полутонов были присущи ему, но одновременно политическая стойкость и выносливость. Это тот самый случай, когда нумерология имени и есть портрет Сураката Асиятилова. Его не просто помнят в республике, но с сожалением признают, что уходят из жизни политики, придерживающиеся народной дипломатии, исходя из которой они приближали к реальной жизни политический маслиат, выстраивая его с точки зрения законотворческого процесса. Ведь в своё время именно это уникальное свойство, потенциал лидера, умение противостоять внешним воздействиям привели известного в республике ученого в политику.
Так с чего же всё началось? Школой вольной борьбы он увлёкся с тех пор, когда дагестанские вольники, пробуя свои силы, боролись на ковре, покрытом свежей травой. Уже тогда горский мальчишка, в котором бушевал подростковый адреналин, боролся, не опасаясь противника. Выходец из селения Урада Шамильского района оказался настойчивым в достижении цели, став призером среди советских борцов.
Его спортивные достижения и сегодня можно назвать уникальными. Абсолютный чемпион СССР по вольной борьбе, чемпион СССР по борьбе самбо. Не имея тренера, он сумел самостоятельно овладеть мастерством борца-вольника, получив прозвище «дикий борец», добившись высоких спортивных достижений, побеждая именитых соперников.
Но было бы наивным полагать, что выдающийся спортсмен мог ограничиться только достижениями в спорте. Он последовательно одерживал победы в науке, политике, доказывая всем и себе, что ему многое по силам. Его знали как видного ученого-историка, профессора кафедры дореволюционной истории ДГУ, общественного деятеля, организатора и главу «Исламской партии Дагестана». Постигая премудрости науки, приходил к мысли, что исторический путь древней земли требует глубокого научного осмысления, познания происходивших здесь общественно-политических процессов, глубины и сущности многонационального народа, его природы.
В 90-е, самые трудные для страны годы, со свойственной ему активной гражданской позицией он давал непредвзятую оценку порой необратимым процессам, связанным со всеобщей суверенитизацией, осознавая, что это не просто гибельный путь, а распад великой страны. Мог ли он остаться в стороне? Ведь для него история страны оставалась продолжением его биографии, становления как гражданина и патриота. И он не просто любил свою родину. Он свято верил в незыблемость идеалов, твердо веря, что, сохраняя единство в многообразии, можно укрепить идентичность, равной которой не было в мире. Это придавало ему уверенности в том, что на законодательном уровне он сумеет инициировать законы, подкрепляющие принципы многонационального, многоконфессионального устройства новой России.
Депутат Верховного Совета ДАССР, позже избранный по Хебдинскому территориальному округу депутат Народного Собрания республики четырех созывов, он возглавил Комитет по межнациональным отношениям, внешним связям, делам общественных и религиозных организаций. При нём комитет стал своеобразным круглым столом, участие в котором мог принять каждый, желающий обсудить главные вопросы гражданского мира, стабильности, возможности свести непримиримых. Чтобы сохранить республику, не дав возможности скатиться к сепаратизму, прийти к власти фундаменталистам, тем, кто пытался разрушить кавказский дом.
Истинно верующий человек, Асиятилов рассматривал религию как часть общественного сознания. И в 1999-м, когда решалась судьба не только республики, но и государства, он призывал к миру, давая отпор идеологии чужеземных пришельцев, уверенных в том, что, одолев Дагестан, они захватят власть, установив здесь халифат.
Даже в самые трудные времена народный избранник не боялся говорить правду, выступая за сохранение республики в составе России. Боец по сути, он встречался с дагестанцами-ополченцами, готовый и сам встать с оружием в руках на защиту своей страны. Для многих он был духовным лидером, наставником, спасая молодое поколение от наплыва всевозможных радикальных религиозных течений под личиной традиционного ислама, развращающих души и сердца попавших в опасный националистический переплёт дагестанцев. И неизменность его политических пристрастий никогда не приобретала характер половинчатости.
Опытный политик Суракат Асиятилов умел постоять за свои идеалы, методом убеждения отрезвить иных коллег, воспринимающих политическую вседозволенность как плюрализм. Оставаясь на грани острых дискуссий, умел отделять дипломатичность и стремление к мирному существованию от того наносного, что приводит к открытому противостоянию. Он просто не мог быть иным.