Поспешив, можно охарактеризовать героев этих роликов «дикарями«, тем самым оградившись от них, и сняв с нас всех не только всякую ответственность за их поведение, но и обязанность что-либо предпринимать в связи с происшедшим вообще.
Однако оба конфликта возвращают нас к такому понятию,как социализация. И поспешно называть кого-то дикарём — это тоже одна из сторон нашей социализации. Негативная ее сторона.
Но, что такое социализация? Утрировано — это разделение всех видов поведения человека на условно правильное и условно неправильное, девиантное.
И в каждом обществе это разделение может быть достаточно различным. Чем, в частности, нередко и обусловлены межнациональные конфликты.
Происходит социализация под влиянием различных «агентов« — людей, групп, организаций или институтов, которые влияют на человека, передавая ему те или иные социальные нормы, ценности и модели поведения.
В правильной модели социализации, первым и главным агентом выступает семья, которая формирует у ребенка базовые социальные навыки, эмоциональную привязанность и ценностные ориентиры.
Далее уже идут ровесники и друзья, взаимодействие скоторыми учит ребёнка социальным навыкам вне семейной среды. И лишь затем уже образовательные учреждения, которые вводят человека в мир формальных отношений.
И мы все должны помнить, что даже в правильной модели второй после семьи идёт не школа. Вторым по важности агентом даже в абсолютно правильной моделисоциализации являются ровесники и друзья.
К сожалению, правильная модель размывается. И сегодня главным и первым агентом начинают выступать именно ровесники. С которыми подростки взаимодействуют уже не только в «подворотне«, но буквально круглые сутки в социальных сетях.
Объем как живого, так и виртуального общения со сверстниками сегодня в разы превалирует над объемом общения в семье. И этот главный агент социализации воспитывает очень жёстко.
Это в семье могут пожурить, лишить сладкого, поставить в угол или, в крайнем случае, отшлепать. В подростковой среде даже намек на вероятность отступления от правильного поведения наказывается очень жестоко.
Это и формирует феномен, когда социализация становится не основой развития индивида и общества, а наоборотслужит обоснованием для асоциальных поступков. Путем которых молодой человек вроде как сам борется с девиантным поведением окружающих.
К сожалению, что дома, что в школе, что на улице, рассказывая ребенку о том, какая модель поведения является правильной, никто не учит его, как себя правильно вести, всё-таки вдруг столкнувшись в жизни с моделью неправильной.
Такой пробел порой приводит к чудовищным явлениям. К примеру, гитлеровцы и вовсе изобрели понятие унтерменш. Снизводя любого иного на уровень недочеловека, они наделяли себя правом убивать его, насиловать, издеваться и грабить.
Жонглируя социализацией, они прямо наделяли сторонника условно правильного поведения правом творить все, что угодно над носителями условно неправильных поведенческих моделей.
И подростка в Дербенте унижали именно по подозрению в девиантном поведении. И сделавший замечание москвич тоже придерживался иных норм поведения. Они оба оказались для своих обидчиков в той или иной мере иными.
Поэтому и назвать их «дикарями« было бы не только слишком легко, но и не верно. В обоих случаях обидчики фактически действовали в рамках своей социальной модели. Где иной — это бесправный изгой.
Нужно ли эту модель социализации менять? Законы РФ говорят о том, что вроде бы нужно. Но законы принимает общество. А что говорит само общество? Готовы ли мы учить детей тому, что иные тоже люди?