Поспешив, можно охарактеризовать героев этих роликов «дикарями», тем самым отгородившись от них и сняв с нас всех не только всякую ответственность за их поведение, но и обязанность что-либо предпринимать в связи с произошедшим вообще.
Однако оба конфликта возвращают нас к такому понятию, как социализация. И поспешно называть кого-то дикарём – это тоже одна из сторон нашей социализации. Негативная ее сторона.
Но что такое социализация? Утрированно, это разделение всех видов поведения человека на условно правильное и условно неправильное, девиантное.
И в каждом обществе это разделение может быть достаточно различным. Чем, в частности, нередко и обусловлены межнациональные конфликты.
Происходит социализация под влиянием различных «агентов» – людей, групп, организаций или институтов, которые влияют на человека, передавая ему те или иные социальные нормы, ценности и модели поведения.
В правильной модели социализации первым и главным агентом выступает семья, которая формирует у ребенка базовые социальные навыки, эмоциональную привязанность и ценностные ориентиры. Далее уже идут ровесники и друзья, взаимодействие с которыми учит ребёнка социальным навыкам вне семейной среды. И лишь затем уже – образовательные учреждения, которые вводят человека в мир формальных отношений.
И мы все должны помнить, что даже в правильной модели второй после семьи идёт не школа. Вторым по важности агентом даже в абсолютно правильной модели социализации являются ровесники и друзья.
К сожалению, правильная модель размывается. И сегодня главным и первым агентом начинают выступать именно ровесники. С которыми подростки взаимодействуют уже не только в «подворотне», но буквально круглые сутки в социальных сетях.
Объем как живого, так и виртуального общения со сверстниками сегодня в разы превалирует над объемом общения в семье. И этот главный агент социализации воспитывает очень жёстко.
Это в семье могут пожурить, лишить сладкого, поставить в угол или, в крайнем случае, отшлепать. В подростковой среде даже намек на вероятность отступления от правильного поведения наказывается очень жестоко.
Это и формирует феномен, когда социализация становится не основой развития индивида и общества, а, наоборот, служит обоснованием для асоциальных поступков, путем которых молодой человек вроде как сам борется с девиантным поведением окружающих.
К сожалению, что дома, что в школе, что на улице, рассказывая ребенку о том, какая модель поведения является правильной, никто не учит его, как себя правильно вести, всё-таки вдруг столкнувшись в жизни с моделью неправильной.
Такой пробел порой приводит к чудовищным явлениям. К примеру, гитлеровцы и вовсе изобрели понятие «унтерменш». Снизводя любого иного на уровень недочеловека, они наделяли себя правом убивать его, насиловать, издеваться и грабить.
Жонглируя социализацией, они прямо наделяли сторонника условно правильного поведения правом творить всё, что угодно, над носителями условно неправильных поведенческих моделей.
И подростка в Дербенте унижали именно по подозрению в девиантном поведении. И сделавший замечание москвич тоже придерживался иных норм поведения. Они оба оказались для своих обидчиков в той или иной мере иными.
Поэтому и назвать их «дикарями» было бы не только слишком легко, но и неверно. В обоих случаях обидчики фактически действовали в рамках своей социальной модели, где иной – это бесправный изгой.
Нужно ли эту модель социализации менять? Законы РФ говорят о том, что вроде бы нужно. Но законы принимает общество. А что говорит само общество? Готовы ли мы учить детей тому, что иные – тоже люди?
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




23