Исчезающая архитектура
Старый дом в ауле – связь между прошлым и настоящим. Вот и этот дом когда-то был самый обычный, такой же, как многие дома в аулах Дагестана. И если взглянуть ночью на гору, по святящимся в окнах огонькам можно сосчитать, в скольких саклях живут люди.
Под Согратлем
Впрочем в горах уже давно не сакли строят, а возводят дома. На просторе, чтобы со всех сторон открывался вид на природу, легко можно было бы подъехать к дому на машине и загнать её во двор. Крыши не плоские, глинобитные, даже не шиферные, а металлические, разноцветные. И мало где сегодня крыша одного дома служит балконом для другого – старинная горская архитектура теряет свой облик. Ну, это на мой взгляд.
…Передо мной удивительные образы настоящей горской сакли. Несколько строений точно высечены в скале, будто сделаны умелым художником из глины с пометкой «руками не трогать». И может показаться, что в них никто не живёт. Но отсюда, издалека видно, как люди ходят по двору, развивается на ветру занавес, сохнет одежда. Словно глядишь в прошлое и наблюдаешь за бытом его хозяев. Это было в Согратле, точнее – под ним.
В местечке, где за высокими деревьями бежит река, согратлинцы за чашкой чая рассказывают забавные истории. Как, например, Ахмед, пока шёл из нижней части аула в верхнюю, заходил в разные дома и угощался чаем, а к вечеру у него живот разболелся так, что пришлось вызывать врача. Врач провёл промывание желудка, а потом, потерев руки, сказал: «Ну, что, Ахмед, теперь можно и чай попить!»
У наших разговоров прекрасный фон: старый дом в скале, вокруг старинная бытовая утварь, горы, река и доносится радостный шум с фестиваля (в тот день в мемориальном комплексе «Ватан» проходил чайный фестиваль).
Рассказывают здесь за очередной чашкой чая, как в горах Дагестана зародился мощный и влиятельный союз – Андалальское вольное общество со столицей в селе Согратль. Здесь были свой парламент, президент, суд и даже своя конституция со сводом законов из 70 пунктов. Её перевели с арабского на русский и вывесили в школьном музее Согратля, чтобы дети знали, что ещё 700 лет назад тут строили гражданское общество. Позднее Согратль стал крупнейшим центром арабоязычной культуры в Дагестане. Был сформирован крупный научный центр с несколькими медресе, богатейшей библиотекой, переплётной мастерской. В музее собрана рукописная коллекция книг.
Рассказывают, что ещё в советский период в согратлинской школе детей учили столярному и слесарному делу. Приходилось школьникам даже сдавать экзамен, а лучшие ученики получали третий разряд. Так вчерашний школьник, наряду с аттестатом зрелости, получал и рабочую профессию. Поэтому каждый местный житель скажет: я мастер и сам себя сумею прокормить. Главными признаками демократии древнего Андалала согратлинцы считают защиту свободы каждого отдельного члена общества. А также считают, что политическая культура и толерантность у них в крови. И, по их мнению, не должно быть разделения на богатых и бедных. Это правило было чётко зафиксировано в адатных нормах местного джамаата, строго соблюдалось при распределении земель. Местный джамаат не придерживается понятия «лагъ» (раб), здесь все равны, все уздени.
Ещё в каменном веке
За разговором мы снова вернулись к исчезающей архитектуре гор. Однажды в историческом парке «Россия – моя история», в зале, посвящённом Дагестану, гид рассказывал:
– Капитальное, искусно возведённое жилище появилось в горах Дагестана ещё в каменном веке. Это первое известное науке постоянное каменное жилище на территории России. Оно было круглоплановое, с очагом в центре. Эта уникальная не только для Кавказа, но и в мировой практике строительная традиция, просуществовав 3500 лет, сменилась привычной нам прямоугольной формой жилища в бронзовом веке. С изменением образа жизни меняется и вид жилья, которое имеет привычку приспосабливаться к новым условиям и требованиям, но при этом сохраняются и развиваются определённые традиции народного зодчества.
В Дагестане, особенно на территории проживания горских народов, в XIX веке были представлены самые разнообразные формы домов как по внутренней планировке, так и по внешнему облику и архитектурной композиции: от одноэтажных небольших построек, углублённых в землю, до многоэтажных домов в 5–6 этажей, от одиноких домиков до громоздких ансамблей.
Разнообразен и принцип строения военно-оборонительных и хозяйственных сооружений. В горах строили сооружения с башнями, представляющие собой крепость. Жители равнины строили дома трёх типов: одноэтажные, полутораэтажные и двухэтажные. Дом был преимущественно с двумя жилыми комнатами. Количество жилых комнат и хозяйственных помещений, как и этажность, зависело от материального достатка и состава семьи. На соседний двор дом всегда обращался задней глухой или торцевой стороной. Для света, если была необходимость, делали специальное отверстие квадратной формы в крыше дома.
Почти все постройки имели двор, который ограждался невысоким забором, сложенным из камня или сырцового кирпича, речной гальки или плетёного орешника. Необходимым элементом усадьбы были разнообразные деревянные ворота, часто с открытым проходом и массивными деревянными створками. А вот в предгорной части Дагестана в основном строили саманные дома.
В 70-х годах XIX века получила распространение двухэтажная постройка. Жилые комнаты размещались обычно на втором этаже, а хозяйственные помещения для скота и для хранения запасов зерна были на первом. Тогда же стали появляться дома из камня с открытыми верандами и деревянными балконами. Камень для строительства добывали в местных карьерах.
Надземные и подземные
В учебном пособии А. М. Исмаиловой «Культура и искусство Дагестана» говорится, что архитектура Дагестана до середины XX века практически не была известна. Первым исследователем дагестанской архитектуры был Н. Б. Бакланов. В 1923–1925 годах он участвовал в краеведческих экспедициях в аварских аулах, Кубачах и Дербенте. Исследования частично опубликованы в первом выпуске серии «Архитектурные памятники Дагестана». Его труд открыл для архитекторов и искусствоведов новый архитектурный регион на Кавказе, который по художественному уровню не уступал ранее исследованной архитектуре народов Закавказья.
Спустя 20 лет в комплексных экспедициях 1945–1946 годов принимал участие архитектор Г. Я. Мовчан. Обследовались районы Северного (Нагорного) Дагестана, населенные аварцами и народностями андийской группы, кумыкские аулы.
А. М. Исмаилова пишет, что в XI–XV веках увеличивается количество крупных населённых пунктов в результате слияния более мелких поселений. Слияние происходило как мирным путём, так и в результате военных столкновений. Аул разрастался, причём, как правило, возвышенную часть занимали победители. Часто строили на совершенно новом месте. Аулы нового типа обычно имеют специально отведённые места – годеканы, площадь, майдан, игравшие важную роль в общественной жизни горцев. Здесь во все времена решались вопросы политического и хозяйственного значения. Жилища на плоскости строились из сырцового кирпича. Некоторые дома крылись остроконечными крышами. Наряду с надземными существовали и подземные жилища. В предгорье и горах основным типом жилища была двух- и трёхкамерная сакля с каменными стенами и плоской земляной крышей.
Если для V–X веков характерны жилые камеры с очагами в центре дома или же пристенными, то в позднейший период повсеместно распространялись пристенные камины различных конструкций, иногда украшенные орнаментом. Неотъемлемой частью интерьера являлась лежанка. Часто она представляла собой обработанный скальный выступ.
Существовали также специально пристроенные лежанки. Иногда под ними проходил дымоход.
Экономическое и политическое положение Дагестана привело к бурному росту городов. Первоначально это, как правило, оборонительные сооружения. Возводимые на стратегически важных путях, они впоследствии становились центрами экономической жизни района. Многие из них постепенно превращались в типично средневековые города с ярко выраженными архитектурными элементами. Наиболее ярким памятником раннего средневековья является система дербентских укреплений, возведённых на месте ещё более ранних оборонительных сооружений, построенных из сырцового кирпича.