Испытатель
– В советское время 12 апреля был не только государственным, но и общенародным праздником – днем патриотизма, таким же, как и 9 Мая. Портреты Юрия Гагарина и Валентины Терешковой были практически в каждом доме. После 1991 года все изменилось: государству звезды стали неинтересны, не нужны. Но мы уже прошли нижнюю точку падения – космическая программа и комплекс в целом восстановились, причем на новой цифровой основе.
Будущее у нашей гражданской авиации есть, правда, мы потеряли много времени. С приходом президента В. Путина она стала развиваться, – говорит Герой России, заслуженный летчик-испытатель, создатель проекта Международного авиационно-космического салона (МАКС), доктор исторических наук Магомед Толбоев. – Что касается меня лично, этот праздник я всегда встречаю в приподнятом настроении, с тех самых пор как в космос первым полетел наш Юрий Алексеевич.
То, каким будет космос завтрашнего дня, зависит, по его словам, от мощи нашего государства, от того, насколько будут финансировать науку фундаментальную и прикладную. Двигатели надо строить, рассчитывать новые мощные ракеты-носители. А без дальней мечты космического развития не может быть.
Он рос в горах, русского языка не знал. Даже в Махачкале в детстве не бывал. Вел обычный сельский образ жизни: овец пас, а пока пас их, наблюдал за полетом орлов. После школы поступил в Высшее военное авиационное училище в Ейске. По окончании получил диплом с отличием. Служил в авиачастях в Одесском военном округе и в Группе советских войск в Германии, освоил несколько типов самолетов. В 1981 году окончил Школу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института Министерства авиационной промышленности. С 1981 года работал летчиком-испытателем в летно-испытательном центре. Проводил испытания самолета МиГ-23М на расширение допустимых областей применения, отработку техники воздушного боя на самолетах Су-27 и МиГ-29. Проводил летные испытания Су-24 на больших углах атаки, МиГ-29 – на максимальные скорости у земли и на практическом потолке; проводил отработку автоматической системы стыковки с танкерами для дозаправки в воздухе. Исследовал воздействие на МиГ-25 грозовых электрических полей; отрабатывал на МиГ-25РБК бездвигательные посадки с больших высот, систему автоматического захода на посадку на Ту-134, Ту-154 и Ил-62, бездвигательную посадку на Ту-154 с системой управления самолета Су-35, а также на Су-7У, МиГ-21У, МиГ-23УБ, Су-24, МиГ-25, МиГ-31, Ту-22М, Ил-62, Ту-134. Кроме того, испытывал на прочность самолет МАИ-89; выполнил первый подъем в воздух сверхлегких самолетов «Эльф», МАИ, М-15, «Стаер». Всего испытал 56 типов самолетов и «Калибри», самолеты Су-27 и Су-30 при выполнении фигур высшего пилотажа на высотах 50-1000 м. Совершил аварийную посадку с неработающим двигателем на самолете Су-7, а в 1989 году выполнил аварийную посадку на запасной аэродром на самолете МиГ-29. Во время одного из полетов ему удалось посадить Су-27, когда на максимальной скорости и минимальной высоте разрушилось вертикальное хвостовое оперение.
В 1977 году поступал в отряд космонавтов, прошел почти всю комиссию, за исключением медицинской: из-за нескольких катапультирований появились проблемы с позвоночником, и в отряд его не зачислили. Пришлось вернуться в воинскую часть, и в итоге он оказался в отряде летчиков-испытателей.