Источник воспитания патриотов
В современных условиях небывалого осложнения международных, межнациональных и межгосударственных отношений нет более важной социально значимой образовательной проблемы, чем патриотическое воспитание нынешних и грядущих поколений.
В нашей республике давно сложилась определенная система в этом вопросе. Практика показывает, что высоких и устойчивых результатов добивались те воспитатели, кто в своей работе умело опирался на прогрессивный опыт старших поколений, использовал самые разные взаимодополняющие, высокоэффективные средства, формы и методы работы. Заметному развитию патриотических чувств способствовало создание в школах, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях музеев, классных уголков боевой и трудовой славы советского народа.
Однако при всём разнообразии оправданных и годами апробированных на практике форм и методов патриотического воспитания, при их эффективности многое было забыто. Наши наблюдения, анализ учебно-воспитательных материалов ряда школ Дагестана показывают, что в подавляющем большинстве мероприятия по патриотическому воспитанию детей и молодёжи ограничиваются лишь рамками раскрытия событий и героических свершений наших бойцов в специальной военной операции по освобождению Донбасса от украинских националистов и обеспечению гарантии безопасности России.
Безусловно, это оправданно и чрезвычайно важно в условиях, когда вся здравомыслящая часть российской общественности вновь и вновь осмысливает значение патриотизма для судеб России и ее граждан. Но одновременно следует акцентировать внимание на не менее героических свершениях воинов Советской армии в годы Великой Отечественной и Гражданской войн. При этом следовало бы патриотическое воспитание максимально приблизить к местным национально-региональным условиям.
Между тем в большинстве сельских школ сегодня отсутствуют материалы, наиболее полно и последовательно отражающие героико-патриотические события аула, историю, культуру, этнографию родного народа, села, патриотический почин народных заступников, богатырей, героев, мастеров, прославивших народ и родину. Учителя зачастую сами слабо знают и крайне редко используют в процессе воспитания учащихся, в работе с родителями и сельской общественностью традиционные формы проявления семейного патриотизма, прогрессивные патриотические традиции рода, джамаата, аула, народа.
Нет глубоко продуманного и целенаправленного акцентирования внимания воспитуемых на веками упрочившиеся в сознании горского труженика нормы патриотического статуса,
т. е. нравственного долга человека перед семьёй, семьи – перед родом, рода – перед аулом (джамаатом), аула – перед народом, каждого из них – друг перед другом и всех вместе – перед Родиной и государством. Вследствие таких упущений дети и молодежь чаще сталкиваются лишь с эпизодическими событиями, картинами проявления героизма, в целом неплохо зная историю вообще, довольно поверхностно знают патриотическое прошлое родного народа. Отсюда в сознании воспитуемых появляются проблемы, нарушается веками действовавший закон патриотической преемственности.
Нынешним детям, подросткам и всей молодежи яснее нужно показывать, что дагестанские народы, как и все народы нашей страны, располагают тысячелетним опытом героико-патриотического воспитания, самобытными традициями трудового, воинского, спортивного и обыденного героизма. Многие из них, уместно используемые, в полную меру оправдали себя в годы суровых испытаний Гражданской и Великой Отечественной войн и сейчас успешно используются в передовой практике патриотического воспитания. Педагогам следует шире выявлять все это, показывать детям глубокие истоки народного патриотизма.
Требования времени обязывают нас находить истинные причины, тормозящие патриотическое становление наших детей. В чём же они заключаются? Прежде всего в том, что в последние годы мы недостаточно глубоко сознавали человекосозидательную роль родного языка. Ему отводилась второстепенная роль (а порою и того менее) во многих школах и семьях. Примеры показывают, что даже в сельских школах меньше стараются говорить на родном языке, в некоторых семьях (особенно в городских) нет достаточно серьезного внимания к практическому овладению детьми своим родным языком и культурой. Чего греха таить, даже в семьях некоторых ученых-лингвистов местной национальности встречаются дети, не знающие родного языка, совершенно не владеющие культурой родной речи. Стремясь к некоему прогрессу, брезгуя кровно родным, недальновидные родители лишили своих детей благородной возможности читать родную литературу, периодическую печать, познать сокровенные идеи произведений устного народного творчества и материальной культуры, понять на языке матери радиопередачи и народные театры.
Между тем любовь к Родине начинается с любви к родному языку, своей семье, своему дому, своей школе. Основываясь ни них, она перерастает в любовь к своему селу, городу, к родной природе, своей республике, стране и её народу. Вот почему о бережном отношении к родному языку, духовной и материальной культуре часто говорили выдающиеся поэты Расул Гамзатов, Чингиз Айтматов, Кайсын Кулиев, об этом неоднократно напоминали в своих трудах известные ученые нашей республики: профессора Р. М. Магомедов,
А. Г. Агаев, А. Г. Гюльмагомедов и многие другие. Равнодушие к родному языку, культуре и традициям нынче беспокоит не только аксакалов наших сел, но и здравомыслящую часть общественности. Выходит, нашим родителям, педагогам, всей общественности нужно, уже не откладывая, вернуть родному языку его историческое назначение – быть первым воспитателем молодого поколения. Ощутимые всходы патриотического настроя масс могли бы дать не по желанию, а обязательное и повсеместное введение в городские школы, детские сады родного языка, создание широкой сети факультативных занятий, кружков родного языка и народного творчества.
Известно, что духовная и материальная культура народа яснее воспринимается детьми через образцовый пример своих родителей, учителей и общественности. Как взрослые относятся к наследию отцов, как они берегут и приумножают добрые традиции своих предшественников – всё это для детей является примером для подражания.
Патриотическое наследие наших отцов нуждается в более пристальном внимании. Педагогическая практика убеждает, что патриотические чувства, сознание и поведение способны привить детям только те родители и педагоги, кто не словами, а личным примером, бескорыстными делами и повседневными поступками доказывают, что они являются патриотами села, школы, района, города, области и всей нашей огромной страны. Нужно помнить, что любовь и преданность Родине и идеалам человечности должны выступать могучей силой единения и обновления общества и защиты ее интересов от любых посягательств.
Настоящий патриотизм сегодняшних детей и молодежи точно так же, как и многих их предшественников, нельзя развивать без ежедневного и правдивого показа им положительного примера старших, без привития им с ранних лет заботливого и хозяйского отношения к отцовским родникам, селам, горным тропам и пастбищам, историческим памятникам и культурным сооружениям родного народа, без внесения ими конкретного и ощутимого вклада в благоустройство своей школы, своего села и города, страны.
Чем глубже и всесторонне воспримут, осмыслят и поймут нынешние и подрастающие поколения патриотические традиции народа, тем прочнее будут они привязаны к нашей многонациональной Родине – России.