X

Истории ценен каждый народ

Магомед Гасанов, почетный гражданин Табасаранского района
Выпуск - 2023 №№ 164-165
57

Сегодня интерес людей к своим корням, к своему прошлому и настоящему всё усиливается. Опубликованы монографии по истории отдельных народов, сёл, пишут их как профессиональные историки, так и любители-краеведы. Для истории ценен каждый народ. Воссоздать историю того или иного народа в полном объёме невозможно, не изучив прошлое каждого села. Одним из таких краеведческих исследований явилась книга Нугутдина Исмаилова «История Ерси и ерсинцев в прошлом и настоящем».

Освещение исторического прошлого Ерси, обогащение молодёжи всесторонними знаниями не только истории своего села, но и всего народа, передача новому поколению лучших народных традиций, укрепление преемственной связи поколений, раскрытие тайн прошлого поможет выявлению личностей, сыгравших роль в истории села и всего народа.

Происхождению названия Ерси автор посвятил специальный параграф. «По нашему мнению, – пишет Н. И. Исмаилов, – самым достоверным и неопровержимым в данном плане следует считать, что Ерси, расположенное на территории северного Табасарана, в течение тысячелетий выступало как его передовой форпост и потому носило и носит табасаранское название, означающее «старое».

Вопрос об этнической принадлежности ерсинцев Н. И. Исмаилов справедливо считает спорным. Важным фактором для выяснения этого вопроса является топонимика с. Ерси, связанная с табасаранским языком. «По этнической принадлежности, – пишет Н. И. Исмаилов, – ерсинцы изначально выступают как табасараны». Процесс перехода населения села от табасаранского языка к тюркскому был длительным, почти 1,5 тысячелетия.

Принципы расселения жителей с. Ерси были такими же, как и в остальных дагестанских сёлах. При этом учитывалось наличие воды, пахотных полей. Важным был фактор оборонительный. И как остальные сёла, был основан с расчетом, чтобы к нему трудно было подойти завоевателям. Как правило, в прошлом почти все дагестанские сёла были расположены или на крутых склонах, или на больших скальных плитах, или на возвышенностях, на вершинах холмов. На это указывали путешественники. «В Дагестане всё, что может служить для защиты страны, для сохранения отчужденности от внешнего мира, – пишет Н. Воронов, – всё это находится в целесообразном порядке: тропинки едва существуют, аулы неприступны, каждое жилище в отдельности неудобно проницаемое и все эти кажущиеся нам неудобства дагестанской жизни носят один стиль, созданы по плану как бы одного архитектора».

В разделе о возрасте человечества и древних поселениях Дагестана, анализируя археологические материалы разных эпох, профессор Н. И. Исмаилов пишет, что около Ерси обнаружен могильник, который под названием «Ерсинский могильник» занесен в «Археологическую карту Дагестана», а в местечке Турпаглук обнаружены памятники, относящиеся к эпохе железа.

Самым достоверным и неопровержимым в данном плане следует считать, что Ерси, расположенное на территории северного Табасарана, в течение тысячелетий выступало как его передовой форпост и потому носило и носит табасаранское название, означающее «старое»

Глава книги «Западный Прикаспий во 2-м тысячелетии до н. э. и в начале 1-го тысячелетия н. э. как арена столкновения кочевых и полукочевых племен между собой и местными оседлыми народами» посвящена нашествиям киммерийцев, скифов, сарматов и других кочевых племен на Дагестан, в том числе на Табасаран и на территорию расселения предков ерсинцев. В разделе «Дагестан в составе Кавказской Албании» Н. И. Исмаилов пишет, что в последние века до н. э. и в первые века н. э. значительная часть Дагестана входила в состав Албанского государства. Особенно такое положение касается северного Табасарана, где и находится Ерси.

В своей работе Н. И. Исмаилов останавливается на вопросах, связанных с захватом хазарами территории Дагестана, об их нашествиях и разорениях, о столк­новениях с сасанидским Ираном и Арабским халифатом.

Большой интерес представляет раздел «Почему Ерси был избран Ануширваном в качестве столицы Табасаранской провинции». На основе разнообразных данных написана глава «Ерси в период арабской экспансии», в которой автор подробно останавливается на военных походах арабов, направленных на захват и покорение Дагестана и Хазарии.

Во время всех завоевательных походов Ерси подвергался разрушениям, грабежам. Как справедливо отмечает Н. И. Исмаилов, весьма важным последствием арабских завоеваний было распространение среди населения мусульманской религии. Вместе с религией арабы в местную среду внесли свой язык и письменность, а также арабо-мусульманскую культуру. Однако утверждение ислама происходило в упорной борьбе. Как только представлялась возможность, жители Ерси, как и остальные табасараны, возвращались к домусульманским религиозным верованиям.

На основе разнообразных источников и обширной литературы написана глава, посвященная взаимоотношениям Дербента, Ширвана с Табасараном, в том числе с Ерси. В этой же главе говорится о нашествиях тюрков-сельджуков на Табасаран. Последствием нашествий тюрок-сельджуков на Табасаран, считает Н. И. Исмаилов, явилась тюркизация жителей табасаранских аулов как в языковом, так и в этническом отношении.

Один из разделов книги посвящен монголам, их политическому объединению, завоевательной политике Чингис-хана, Тимура, а также тимуровским походам на Дагестан и их тяжелым последствиям для дагестанского населения, в том числе и для ерсинцев.

На разнообразном фактическом материале написан раздел, посвященный образованию государства Сефевидов, нашествию сефевидов в Закавказье и их войнам с народами Дагестана. В нем подробно изложены захватнические войны сефевидов, гибель шейха Хайдара в Табасаране, походы шаха Исмаила, ирано-турецкое противоборство в Дагестане. Здесь же говорится о борьбе жителей Табасарана против завоевателей.

Глава «Политическая и социально-экономическая составляющие Табасарана в XVI– XVII вв.» посвящена причинам распада Табасаранского майсумства на владения майсума и кадия. Рассмотрен вопрос сословного деления. Сословная структура майсумства и кадийства в этот период включала в себя следующие группы населения: высшая группа состояла из правителей в лице майсума и кадия; вторая группа – это беки, третья – это чанки (потомки беков от брака с простыми женщинами); четвертая группа – это духовенство; пятая – это уздени независимые и феодально-зависимые; шестая группа – райяты, лично зависимые от бека, и, наконец, седьмая – это рабы, как бесправная часть эксплуатируемого населения. Эта социальная структура была характерна и для Ерси. Рассмотрены формы земельной собственности. Достаточно полно исследована хозяйственная деятельность: земледелие, скотоводство, домашние промыслы, торговля.

В главе «О стремлении трех держав – Ирана, Турции и России – утвердить свое господство на Восточном Кавказе, в том числе и в Дагестане» освещены вопросы, связанные с антииранским восстанием народов Дагестана и северного Азербайджана в начале XVIII в., Каспийским походом Петра I 1722–1723 гг., завоевательными походами Надир-шаха и т. д. Жители с. Ерси оказывались втянутыми в эти и другие события.

Раздел «Перемены в области внешнеполитической и внутриполитической жизни народов Дагестана в XIX в.» посвящен изучению русско-дагестанских отношений, политике Абдулла-бека Ерсинского, его совместным действиям с правителем Дербента Шейх-Алиханом против России. Один из параграфов книги посвящен антифеодальной и антиколониальной борьбе народов Дагестана, в том числе жителей Табасарана в 30–50-х годах XIX в., в которой активное участие приняли ерсинцы.

Важное место в книге занимает тема, связанная с экономикой, хозяйственной деятельностью табасаранского народа, в том числе и ерсинцев, – это земледелие, животноводство, промыслы, торговля и т. д. На солидном фактическом материале автор рассматривает вопросы социального расслоения, имущественного неравенства жителей Ерсинского общества на рубеже XIX–XX вв. В работе освещается материальная и духовная культура ерсинцев. Внешнеполитическим и внутриполитическим событиям посвящена одна из глав работы. В ней показана роль ерсинца К. Мамедбекова в разгроме контрреволюционных сил и победе Советской власти в Дагестане, в деле восстановления народного хозяйства.

Важное место в работе занимают вопросы развития культуры и образования жителей Ерси. Специальный раздел работы посвящен участию ерсинцев в Великой Отечественной войне и вкладу в победу тружеников тыла.

В книге Н. И. Исмаилова на разнообразном материале исследованы вопросы хозяйственного, культурного развития Дагестана, в том числе жителей Ерси во второй половине XX – в начале XXI века, изучены экономико-хозяйственные и социальные условия жизнедеятельности ерсинцев, численность, занятия, образование, культура. Автором проделана большая работа. Знакомство с этой книгой убеждает, что автор любит не только родное село Ерси, Табасаран, ему небезразлична история и остальных дагестанских народов, история Кавказа и России.

Статьи из «Муниципалитеты»

Начался новый этап развития муниципальной службы

31
«Название-то какое!» – восхитился...