К работе должны подключаться не только специалисты Минобрнауки, но и Академии наук, Исторического и Военно-исторического обществ. При этом важно на конкретных примерах показывать, что судьба России создавалась усилиями разных народов, традиций и культур. Пособия должны быть написаны хорошим русским языком и исключать двойные толкования событий.
Все это правильно. С учебниками по истории действительно у нас больше проблемы, и возникли они отнюдь не сегодня. Беда в том, что история освещалась исключительно с позиций коммунистической идеологии. Хотя сегодня её и нет, но старые штампы и подходы к изучению истории остались: история истолковывается с позиций удобства или неудобства, целесообразности или её отсутствия. А по таким принципам правдивую историю написать невозможно. А без истории истинных патриотов не воспитать.
И развернулась бурная дискуссия: одни утверждают, что давно пора написать объективную историю, другие опасаются нажима со стороны власти, в результате чего история будет искажена, третьи проявляют равнодушие. Ознакомимся с разными мнениями.
Социолог Евгений Андрющенко: «Нам надо избавляться от диктатуры «учебников», выпущенных на деньги Международного фонда «Культурная инициатива» (фонда Сороса), отбросивших выношенные человеческой цивилизацией социалистические идеи, марксизм в целом. Учебник по истории должен содержать ключевые исторические даты и события, дающие возможность ученику оценить эти события независимо от точки зрения составителя учебника или учителя. Так дети будут учиться формировать собственное мнение на основе анализа данных. (Нужна система ориентиров «Литературная газета» №8, 27 февраля – 5 марта 2013 года). Абсолютно согласен с Е.Андрющенко. Историю России следует писать российским историкам, а не зарубежным.
А вот что пишет научный редактор журнала «Вопросы национализма» Сергей Сергеев: «Хочется заметить, что в Конституции РФ черным по белому написано (статья 13, часть 2), что в современной России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Введение же единого учебника по истории – это одна из форм установления обязательной государственной идеологии в области исторического образования граждан. Уж лучше сохранить нынешнюю ситуацию, когда в школу приходят разные учебники с разными трактовками истории, но при этом у учителя остается выбор (Там же). Не совсем разделяю подобные установки. Похоже, в современной России нет никакой идеологии. Единый учебник я понимаю так: единство в изложении дат, фактов и событий истории, а не единство их трактовки – надо выдвинуть историческую фактуру как она есть, но толкования могут быть разные, потому что все люди не могут мыслить одинаково. Факты, даты, события не имеют вариантов – они всегда однозначны (что случилось, то и случилось – это же история), варианты бывают в понимании истории. У ребенка остается право или согласиться с автором (авторами) учебника и учителем, или же не согласиться. Это нормальное мировоззренческое явление. Самое главное для ученика – знать о событиях, произошедших в истории нашей страны.
Историк из Санкт-Петербурга Игорь Фроянов: «Крайне важно, чтобы предлагаемые единые учебники во главу угла ставили непрерывность истории, о чем также говорил президент. Ошибочно разделять её на замкнутые периоды, а тем более – противопоставлять их друг другу. История – это единый процесс» («Фундамент будущего». Там же). Этот автор приводит весомый исторический пример из ХIХ века. Во время франко-германской войны 1870-1871 гг. Франция была разгромлена Германией. И «железный канцлер» Германии Бисмарк тогда сказал прогремевшую на весь мир фразу: «В этой войне победил немецкий учитель. Потому что преподавание истории в немецкой школе способствовало воспитанию патриотов Германии, готовых сражаться за ее интересы». Мне ближе всего позиция данного автора – без преподавания правдивой истории у страны не будет стойких патриотов.
Нельзя историю показывать только позитивно или только негативно. Это – крайности. И обе одинаковы вредны. Историю следует написать такой, какой она была. А у нас до сих пор нет полной исторической картины Октябрьской революции, коллективизации и индустриализации, периода политических репрессий Великой Отечественной войны, а также Кавказской войны. Невозможно на лжи и недомолвках воспитывать подлинных патриотов. История тогда становится историей, когда ее факты встают во весь рост. Здесь кстати вспомнить слова доктора исторических наук, академика Российской академии образования Сигурда Шмидта: «История остается историей, пока основывается на фактах. А как только в нее внедряется идеология, история разрушается.