История «с бородой»
Повышение оплаты за проезд в столичных маршрутках традиционно вызывает бурю возмущений у махачкалинцев. В июле цены в автобусах и маршрутных такси Махачкалы поднялись с 27 до 32 рублей. Особенности нынешнего повышения в том, что против роста цен негативно высказался и Глава Дагестана Сергей Меликов.
«Вы должны бизнес выстроить так, чтобы при поломке машины были средства на починку, приобретение запчастей. Не население должно за это платить. Сломалась машина, и надо поднимать цену за проезд? Так быть не должно», – заявлял Сергей Меликов, комментируя ситуацию.
Прошелся он также по качеству оказываемых услуг. По его словам, состояние общественного транспорта в Махачкале далеко от современных стандартов: нет кассовых аппаратов, графика движения по маршруту, кондиционеров и терминалов для безналичной оплаты. И с этим никак нельзя не согласиться.
Как бы то ни было, но наши транспортные компании решили поддержать общий тренд – удорожание товаров и услуг, наметившееся в последнее время в стране и в Дагестане в частности. По многим параметрам наша республика в этом деле даже в числе лидеров.
Объяснения водителей, ссылающихся главным образом на увеличение стоимости запчастей, нехватку водителей и другие издержки деятельности, вполне правдоподобны. Однако подобная дороговизна не устраивает махачкалинцев, главным образом работников бюджетной сферы и категории граждан, чей доход под давлением инфляционных процессов и без того серьезно просел в последние годы.
По словам чиновников мэрии, выступивших на многочисленных совещаниях, представители транспортных компаний требовали установить еще более высокий, но экономически обоснованный тариф. Также они утверждают, что транспортные компании готовы увеличить количество машин на маршрутах, однако из-за низких тарифов нет возможности платить водителям высокие зарплаты, а по этой причине, как следствие, набрать в штат людей крайне проблематично.
Судя по объяснениям как водителей, так и руководителей города и транспортных компаний, другого выхода из создавшейся ситуации, кроме как поднять стоимость проезда, в природе не существует. Между тем это утверждение не соответствует действительности. История с маршрутными такси в Махачкале с «бородой», и помимо седины, пробивающейся в ней, немало эпизодов, в которых были высказаны довольно-таки трезвые и практичные предложения, способные сделать эту сферу более эффективной, рентабельной, а услуги – доступными для граждан.
В этом ряду предложения руководителя Дагестанского УФАС Каира Бабаева, много лет кряду достаточно критично высказывающегося в адрес администрации города Махачкалы из-за ее позиции, не принимающей во внимание возможности законодательства. Глава ведомства не раз предлагал вовлечь в сферу перевозок индивидуальных предпринимателей.
Мы, журналисты, прекрасно помним, когда и как работали два городских МУПа. Некогда их критиковали за поборы водителей, незаконные требования к самим водителям оплачивать маршрутные листы. При этом не предоставлялись по сути никакие услуги по медицинскому обслуживанию работников или ремонту техники.
В итоге МУПы были расформированы, на их место пришли транспортные компании, но качество услуг не улучшилось. Все претензии, предъявляемые к муниципальным предприятиям, достались в наследство и частникам.
Стоит отметить, что контролировать тарифы транспортных компаний мэрия не вправе. Перевозки пассажиров в Махачкале осуществляются по нерегулируемому тарифу. То есть, согласно действующему федеральному законодательству, у перевозчиков, работающих на муниципальных маршрутах, есть право самостоятельно устанавливать экономически обоснованную цену на проезд.
Возвращаясь к предложениям руководителя Дагестанского УФАС, отметим, что у администрации города есть возможность заключать с каждым водителем договор как с индивидуальным предпринимателем на определенный срок или же договор на обслуживание всего маршрута с товариществом индивидуальных предпринимателей: «При прямом взаимодействии города с индивидуальными перевозчиками цена может быть ниже ныне действующей», – заявляет Каир Бабаев.
Повторимся, мнение по этому поводу главы ведомства, регулирующего вопросы конкуренции, высказываются им уже давно. В одном из интервью «ДП» Бабаев подробно рассказал также об имеющемся успешном опыте работы по такой схеме в других городах страны, но, как видим, структурам, курирующим в Махачкале и в Дагестане эту сферу, аргументы эти не кажутся убедительными. Они вроде бы и курируют эту отрасль, но, судя по высказываниям, не имеют статуса, чтобы регулировать тарифы. Между тем они и не спешат допускать частников к маршрутам.
Так что на сегодняшний день надежд на снижение цены проезда на маршрутках нет, а вот скорое повторное повышение вполне возможно. Предыдущее изменение тарифа, напомним, было в 2021 году – тогда он поднялся с 23 до 27 рублей.
Единственным утешением, пожалуй, служит заявление Министерства транспорта РД: до конца года для Махачкалы будет куплен 61 новый автобус. Заявка на участие региона в 2024 году в инвестпроекте «Приобретение подвижного состава наземного общественного транспорта для последующей передачи в лизинг» уже передана в Министерство транспорта России. Как всё сложится по факту – покажет время.