Из Керченского пролива – в Дагестан
Мы могли никогда и не узнать о его местонахождении, если бы не строительство Крымского моста. Того самого, по которому не так давно проехал за рулем КамАЗа и официально открыл его Президент Путин. Самолет с серийным номером 4057 был обнаружен на глубине Керченского пролива. По номеру двигателя установили, что за штурвалом находился выпускник военно-морского авиационного училища Юсуп Акаев, сражавшийся за освобождение Крыма в годы Великой Отечественной войны.
Гордость Дагестана, в годы войны он совершил 156 боевых вылетов на Черном и Балтийском морях. На боевом счету – 70 уничтоженных и выведенных из строя плавучих средств, в числе которых один эсминец, 16 транспортных кораблей, 8 торпедных катеров, а также четыре самолета противника.
Само событие, что называется, из ряда вон, и потому оно не могло не вызвать широкого общественного резонанса. Ил-2 решили восстановить с целью увековечения подвига летчиков советской морской авиации в военные годы. Естественно, встал вопрос, где будет установлен отреставрированный штурмовик. В Дагсовете ветеранов, традиционно уделяющем особое внимание пропаганде боевого опыта, мужества и героических подвигов советских воинов на фронтах Великой Отечественной войны, сочли необходимым перевезти его на родину Героя – в Дагестан.
– Самолет, сбитый вражеской зенитной ракетой в ноябре 1943 года, может стать музейным экспонатом, а боевой подвиг нашего земляка послужит примером для молодого поколения дагестанцев, – отмечал, в частности, председатель Совета Магарам Алиджанов.
Оказалось, что власти Буйнакска, откуда родом Герой Советского Союза, к тому моменту уже выступили с подобной инициативой. И в конце прошлого года на родину Юсупа Акаева в качестве музейного экспоната был доставлен остов самолета, а в канун празднования очередной, 73-й годовщины Победы точная его копия установлена в историческом парке «Россия – моя история» в Махачкале. На специально отведенном стенде – описание подвига летчика, его наградные листы, технические характеристики машины и другая интересная информация.
Из архивных данных: «Шестерка самолетов Ил-2, ведомая командиром звена Акаевым, получила задачу: бомбово-штурмовым ударом уничтожить скопление катеров противника в районе мыса Такил. Под сильным зенитным огнем с берега и противодействиями с катеров товарищ Акаев произвел три захода по плавсредствам. Потоплено два сторожевых катера и три повреждено. Акаев на подбитом самолете дотянул до своей территории и у мыса Ак-Бурун произвел посадку на воду. Экипаж был спасен».
Здесь же можно найти и интересные факты о Герое:
«С декабря 1943 года, когда Юсуп получил новый самолет, и до самого окончания войны почти все время пребывания на фронте он, летая на одном самолете под №21, не потерял, не поменял свой Ил и летал как будто заговоренный. У некоторых летчиков полка, как свидетельствуют его однополчане, даже сложилось мнение, что Юсуп просто чрезвычайно удачливый человек. Но за успешным ратным трудом, «везением» стояли отвага, высочайшее мастерство, точный расчет, ответственность за принятие решений командира эскадрильи».
Для сегодняшней молодежи летчик-штурмовик Юсуп Акаев – пример мужества, героизма, стойкости и выносливости советского народа, а макет самолета – наглядная тому иллюстрация, способствующая формированию у них ценностного отношения к прошлому родного края. Впрочем, то же самое можно сказать и в целом о самой системе мультимедийных исторических парков «Россия – моя история», где панорамно представлена вся история страны с древнейших времен до наших дней. И как очень точно подметил глава государства Владимир Путин, «экспозиция даёт объективную картину истории России со всеми её победами, достижениями и проблемами».
Со слов работника музея, доктора исторических наук, профессора Ахмеда Курбанова, габариты ИЛ-2 (специалистам удалось воссоздать металлический авиаконструктор реальных размеров – 11,6 х 14,6 метра) не позволяли целиком занести бомбардировщик в помещение, поэтому макет собирали на месте по частям. Каждый трос, удерживающий его на весу, рассчитан на две с половиной тонны и более.
… Имена и подвиги героев золотыми буквами вписаны в историю Великой Отечественной войны. И очень хорошо, что такие чувства, как любовь к Родине, ответственность за нее, демонстрируются подрастающему поколению на примерах славного прошлого.
Вот недавно мы писали о том, что группа энтузиастов во главе с пилотом-любителем Абдулом Омариевым выступила с инициативой о создании в республике первой в СКФО и на Юге России летной школы имени Амет-Хана Султана. Как и установка копии самолета Ил-2 летчика-штурмовика, Героя Советского Союза Юсупа Акаева в историческом парке – это еще один шаг к тому, чтобы заложить в сознании молодежи такие базовые понятия, как добро, справедливость, долг. Все-таки патриотическое воспитание – неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. И патриотизм должен прививаться с детства.