Общеобразовательная школа – это та сфера, где детей должны вооружить не только предметными знаниями, но и прививать им навыки культуры. Образованность – многогранное понятие, это и знания, и культурные навыки, и этические принципы.
Сегодня формирование культурной среды в школе остро нуждается в фундаментальной корректировке. Посмотрите, что происходит со статусом литературы как предмета. Она не заслужила места в ЕГЭ. Почему так получилось? Ведь литература учит словесной культуре. Раз предмет не экзаменационный, то интерес к нему падает, что и произошло с изучением литературы в школе. Послушайте-ка в школьном коридоре речь детей. Насколько она скудна! Это есть прямой результат отлучения детей от литературы. Сокращается количество детей, знающих хотя бы пять стихотворений наизусть. Если ситуацию не исправить, то будет еще хуже.
В системе культурного воспитания детей важное место должен занимать урок пения. В советской школе массовое пение детей было обычным и приятным явлением. Пение приобщало учащихся к музыкальному искусству, эстетически организовывало. Функционировали кружки разных направлений: хоровые, танцевальные, театральные, музыкальные. Сегодня, увы, этого культурного поля в школе нет.
Урок пения, даже если и есть, то стоит в конце расписания. Будто третьестепенный урок, на котором можно лишь разрядиться, а не воспитываться эстетически. Во многих школах «пение» ведут непрофессионалы. Немало случаев, когда эти уроки даются учителям в догрузку, лишь бы набрать ставку.
Мне могут возразить, мол, сегодня очень много учреждений дополнительного образования: центры детского творчества, музыкальные и художественные школы, балетные и драматические студии, школы вокального мастерства и циркового искусства – пусть там занимается, кто хочет. Но в этих учреждениях есть одна принципиальная особенность: принимают только одаренных детей, для которых искусство в будущем может стать профессией. Ведь это совсем другое направление. Одаренные дети найдут свое место в мире искусства. А как быть с большой массой обычных детей, которые хотят приобщиться к миру прекрасного в широком плане? Они могут остаться вне настоящего культурного пространства, подпитываясь суррогатом культуры с экрана ТВ и эстрады, что сегодня и происходит. Пение в школе — это очень важный фактор, о котором не должны забывать реформаторы общего образования.
Выступая на съезде родителей, Путин сказал, что русская литература сегодня в российской школе осталась без Бунина, Куприна, Чехова и т.д., тем самым выразив недовольство состоянием преподавания литературы в школе. Можно сказать, что дети российской школы также не будут знать и имен композиторов.
Я работал в школе. За период реформирования российской школы не помню случая, чтобы на подсоветах и секциях по внеклассной работе говорили о состоянии преподавания пения. Это свидетельство того, что школа отходит (или уже отошла) от эстетического воспитания детей.