«Я здесь своя, здесь мой дом»
Переезд в сельскую местность с целью трудоустройства Раисат Сулейманова (на снимке справа) восприняла как бесценный опыт и возможность вернуться в профессию. В Избербаше у нее была устоявшаяся жизнь, а в высокогорном селе Чираг Агульского района пришлось выйти из зоны комфорта. Но педагог ни о чем не жалеет.
В Чираг Раисат Абдуллабековна приехала вместе с супругом Магомедом летом прошлого года.
– Ехали по навигатору, – вспоминает она свой первый визит. – Мы часто останавливались в пути, изумленные живописными пейзажами, хотелось запечатлеть себя на фоне всей этой красоты. Кстати, тогда я впервые увидела в самый разгар лета заснеженные горы.
А перед этим был разговор с директором Чирагской средней школы Рамазаном Гамзатовым и главой сельской администрации Амирханом Магомедовым.
Гостеприимные чирагцы встретили тепло, выделили жилье, провели в дом Интернет.
Оставалась неделя
Выпускница исторического факультета ДГУ проработала в родном Избербаше (школа № 10) около десяти лет, затем был длительный перерыв в педагогической работе.
Раисат Абдуллабековна вела домашнее хозяйство. До последних событий, связанных с коронавирусом, у нее в аренде было помещение, оборудованное под ателье, где сама и работала. В связи с карантинными мерами работа затормозилась. Она забрала швейные машинки домой и изредка по чьей-либо просьбе что-то шила.
На объявление о том, что заканчивается набор специалистов по федеральному проекту «Земский учитель», откликнулась сразу.
– Не хотелось упускать такую возможность: во-первых, постоянная занятость, во-вторых, возможность получить денежный бонус, а главное – вернуться в профессию, – рассказывает Раисат Абдуллабековна. – Думала, что опоздала с подачей документов в срок, но, как выяснилось, оставалась еще одна неделя. После сбора документов прошла трехдневную подготовку в ДИРО.
– По завершении курса мы сдавали контрольное тестирование по предмету и по педагогике. По результатам я набрала высший балл и вот так неожиданно для себя вернулась в профессию, – отмечает педагог. – Если год назад по условиям программы приобрести жилье можно было только в том месте, где земские учителя будут жить и преподавать, то в этом году выделенные средства участники могут потратить на свое усмотрение.
Проект «Земский учитель» был предложен Президентом РФ В. Путиным 20 февраля 2019 г. в ходе ежегодного Послания Федеральному Собранию. Заработал он, как и было запланировано, в начале 2020 года.
Трёхсторонний договор заключается между Министерством образования и науки Дагестана, руководителем школы и специалистом сроком на 5 лет. Согласно контракту, на педагога идет нагрузка 18 часов. При желании учителя могут совмещать. Уже в октябре на банковский счет первого потока участников программы были начислены денежные выплаты. В конце прошлого года причитающиеся деньги получили и остальные.
Определяющий фактор
При принятии решений интернациональная семья Сулеймановых всегда советуется друг с другом.
– У нас взрослые сыновья, одному из них 22 года, другому – 26, поэтому решение далось мне легко, – рассказывает Раисат Абдуллабековна. – Узнав о возможных вариантах (помимо Агульского района, были еще Цунтинский и Цумадинский), супруг посоветовал отдать предпочтение Чирагу. Он часто приезжает сюда, несмотря на расстояние. А дети ждут наступления теплых деньков, должны приехать весной.
Единственная в районе
В рамках программы Агульский район в этом году получил из федерального бюджета средства на трудоустройство пятерых земских учителей. Однако в район прибыл только один специалист – Раисат Сулейманова.
– Она сразу вписалась в наш дружный коллектив, заручилась доверием учеников, для которых каждый урок истории – праздник, – рассказывает директор школы Рамазан Гамзатов. – Она собирает материал об истории села, района.
В школе Сулейманова ведет еще кружок «Уроки шитья» и обучает желающих во внеурочное время.
– Я не чувствую себя здесь чужой. Благодарна коллективу школы за дружеский прием и соседям, проявляющим ко мне доброту. Стараюсь ответить тем же. Сыром, молоком и картофелем меня обеспечивают. В детстве я часто гостила у бабушки в селе Аймаумахи Сергокалинского района, многому у нее научилась, правда, топить печь кизяком не приходилось, да и экономить воду научилась здесь. Планирую обзавестись небольшим хозяйством. Председатель колхоза обещал выделить сенокосный участок, – делится планами учитель.
Дети, по ее словам, дисциплинированные, вежливые, очень стараются, что говорит о должной воспитательной работе как дома, так и в школе. Они увлеченно рассказывают о своих героях-прадедах, несут их архивные снимки, документы… Вместе с педагогом изучают быт, традиции, ремесла чирагцев.
– Молодым специалистам, которые раздумывают над тем, участвовать в программе или нет, советую принимать взвешенные решения и не бояться перемен, – говорит Раисат Сулейманова. – Работая в городе, вы будете рядом с родными, в гуще событий и привычной атмосфере, но опыт, приобретенный в сельской школе, переоценить трудно. И он обязательно пригодится вам в будущем.