Экологическое образование не дань моде
Нерушимая связь человека и природы, их постоянное взаимодействие в своих произведениях метафорично описывают мастера слова. Нет, наверное, ни одного художника, не вдохновлённого матушкой-природой. Так почему же на деле человек так потребительски относится к ней? Об этом и многом другом накануне Дня эколога (отмечается 5 июня) мы говорили с кандидатом биологических наук, доцентом кафедры экологии Института экологии и устойчивого развития Даггосуниверситета Патимат Бекшоковой.
Экологическим образованием, как отмечает Патимат Магомедовна, должны заниматься специалисты.
– В наш век глобализации и интернета часто проповедуются научно необоснованные популистские идеи в части охраны природы. Например, те, кто ратует за всеобщий переход на электромобили, не говорят или не знают о том, что производство лития для аккумуляторов наносит окружающей среде и здоровью человека подчас больший вред, чем выхлопные газы традиционных двигателей, эмиссию которых можно снизить рациональной организацией городского автомобильного потока, планированием улиц и т. д., – говорит Бекшокова. – В этом плане наш институт выступает координационным центром экологического образования, на его базе проводятся как фундаментальные, так и прикладные исследования. Студенты активно участвуют в различных экологических акциях, проводят масштабную просветительскую работу по формированию экологической культуры населения.
– А какова доля участников, сдающих ЕГЭ по географии и экологии, в Дагестане и в целом по стране?
– В рамках ФГОС экология как отдельная учебная дисциплина не выделяется, это раздел биологии. Кроме того, экологические знания учащиеся получают на уроках географии, обществознания, ОБЖ, во внеурочной деятельности.
В 2021 году ЕГЭ по биологии в России сдавали 127 тысяч человек. В Дагестане о своём желании сдать экзамен по биологии в этом году заявили 4660 человек. Такой интерес связан с большой популярностью в республике профессий медицинского образования. С географией ситуация обстоит не так радужно: в 2022 году о желании сдавать географию заявили всего 84 выпускника, примерно такая же картина наблюдалась и в предыдущие годы. Это, конечно, во многом ограничивает возможность реализации направлений подготовки, где в качестве вступительных испытаний предусмотрены результаты ЕГЭ по географии. В частности, наш институт столкнулся с проблемой набора абитуриентов по такому профилю, как «Рекреационная география и туризм». Это при том, что мы все являемся сегодня свидетелями огромного интереса к Дагестану со стороны туристов, которые восхищаются красотой нашего края, его обычаями, традициями, самобытной культурой. И, конечно, это диктует необходимость подготовки грамотных специалистов по данному направлению. Мы уверены, что такой повышенный интерес к республике приведет к увеличению количества выпускников, желающих сдавать географию, получать качественное образование, и, уверяю вас, преподавательский коллектив нашего института сделает этот процесс творческим и увлекательным.
– Тут ведь важную роль играют и базовые знания…
– Да, вы правы. И здесь проблема ещё в том, что дети видят разрыв между экологическими принципами, которые прививаются педагогами, и реальной действительностью. Мы все неоднократно замечали, как из проезжающих автомобилей выбрасывают пластиковые бутылки и другой мусор, как загрязняют придомовую территорию. Поэтому никто не отменял главного принципа – воспитание начни с себя.
– Как, по-вашему, можно повысить уровень экологической ответственности дагестанцев?
– Любая проблема должна решаться комплексно. Сама идея непрерывности экологического образования несёт в себе необходимость совместных действий государственных, общественных и образовательных организаций.
Экологическое образование требует непрерывности и представляет собой взаимосвязанный процесс воспитания, обучения и развития человека на протяжении всей его жизни. Экологическое воспитание начинается с момента рождения ребёнка в семье, где формируется понимание о том, что природа – это наш общий дом и его нужно держать в чистоте. Кто из нас будет сорить у себя в доме, почему же мы позволяем делать это на природе?
– Но как развивать экологическое мышление у детей?
– Сегодня очень модно стало говорить об экопривычках. Множество популярных сайтов пестрят информацией о том, как приучить к природосберегающему поведению: использовать многоразовые бутылки, сортировать отходы, экономить воду и электричество. Это, конечно, правильно: из повседневных привычек складывается образ жизни, характер человека. Но надо помнить, что привычки детей – это привычки их родителей: дети отражают, как в зеркале, наше поведение. Воспитание, в том числе и экологическое, происходит через запечатление действий старшего поколения. Мало говорить об экологической сознательности, необходимо придерживаться этих правил в повседневной жизни.
И надо понимать, что для полной реализации экологического образа жизни нужна соответствующая инфраструктура, которой, к сожалению, мы на данном этапе не располагаем.
Получать экологическое образование важно каждому человеку, так как в ближайшем будущем именно оно должно стать основой мировоззрения всех людей. На наших с вами глазах XXI век становится веком экологической парадигмы. Экономические, политические, социальные проблемы развиваются на фоне экологического кризиса. Более того, многие современные кризисы на самом деле возникли первоначально как следствие глобальных проблем человечества. Так, например, конфликт в Сирии спровоцирован несколькими подряд годами неурожая, что повлекло эмиграцию сельского населения в города, безработицу и социальное недовольство.
Экологическое мышление и образование, таким образом, становится не просто данью такому-то тренду, а вопросом выживания человечества.
Действительно, проблема повышения уровня экологической грамотности, экологической культуры в нашей республике очень актуальна. Не так давно в нашем институте проводился опрос, согласно которому, оценивая уровень экологической культуры населения Республики Дагестан, 51,9 % респондентов оценили его как низкий. Конечно, это очень печальная статистика. Актуальность экологического образования обусловлена прежде всего глобальностью экологических проблем, невозможностью их решения без сформированности экологической ответственности. Экология – это наука о том, как в природе всё взаимосвязано. Внося изменения в окружающую среду, необходимо предвидеть последствия этих вмешательств.
– В это воскресенье экологи отмечают свой профессиональный праздник. Что пожелаете своим единомышленникам?
– Поздравляю коллег, преподавательский состав и студентов института, всех неравнодушных дагестанцев. Желаю здоровья, творческой энергии. Если мы хотим дышать чистым воздухом, пить чистую воду, хотим быть уверенными в завтрашнем дне, нам необходимо научиться жить в гармонии с природой. Наша общая задача – сохранить красоту природы, быть настоящими патриотами Земли.