Электросамокаты вместо электромобилей
Сегодня транспорт на электрической тяге уже не считается чем-то необычным и каким-то футуристическим. Еще несколько лет назад подобный транспорт был в диковинку, а сегодня удивительно быстро двигающиеся самокаты и даже велосипеды уже никого не удивляют. Почему же таким транспортным средством в принципе не может быть автомобиль?!
Как приверженец традиционного двигателя внутреннего сгорания и всего, что связано с эксплуатацией традиционного автомобиля, я еще плохо понимаю преимущества транспортного средства на электротяге, однако первопроходцев в этом смысле становится все больше. Конечно, сегодня вышесказанное больше касается всего остального мира и совсем еще не актуально для российских автомобилистов. В первую очередь это объясняется слабой популярностью этих электрокаров в силу суровых климатических условий на большей части территории страны, далее подавляющими факторами являются относительная дороговизна даже небольших электромобилей в сравнении с их бензиновыми собратьями, ну и фактор экзотичности тоже имеет место.
И все же стоит признать, что и в России также наблюдается тенденция, указывающая на рост популярности экологически чистого личного транспорта. Даже в Махачкале можно уже встретить электромобиль. Как уже было сказано, автомобильчики на электрической тяге отличаются от своих аналогичных по габаритам и возможностям собратьев на ДВС более высокой ценой. Так, например, самый популярный и самый дешевый Nissan Leaf по количеству продаж на территории Российской Федерации, да и во всех бывших союзных республиках, уверенно занимает лидирующие позиции благодаря относительно невысокой стоимости и подходящим техническим характеристикам. 218-сильный движок позволяет разгонять авто до 157 км/час. До «сотни» этот бесшумный красавец разгоняется за 7,3 сек. Для полной зарядки аккумуляторного блока емкостью 62 кВт/ч от домашней розетки потребуется 8 часов. Запас хода без подзарядки составляет 385 км. Стоимость в $ 31000 или два с половиной миллиона рублей остается достаточно высокой для многих автолюбителей из России, но можно поискать б/у машину за меньшую сумму – модель представлена на отечественном рынке не первый год.
После Nissan Leaf по уровню продаж следуют Tesla Model X и Model S. Компания Tesla является первопроходцем, первой взявшейся за амбициозный проект электрификации автотранспорта. Инженеры американской компании известны стремлением к совершенству, поэтому предлагают больше, чем производители аналогичных автомобилей. Tesla Model 3 – один из рукотворных шедевров автомобильного производства в линейке электрокаров компании. 449-сильный силовой агрегат электрокара позволяет разгонять повозку до 233 км/час. Аккумуляторный блок для полной зарядки и готовности отправиться в путь потребует 465 минут. Одного заряда хватает для преодоления 560 км дороги. Скоростной предел в 100 км авто преодолевает за 4,6 сек. В России машина обойдется в $ 55000, хотя на своей родине за нее требуют $ 41000.
Один из комментаторов оценил перспективы эксплуатации электроавтомобиля так: «Обслуга и в Москве и то не всем доступна. Дюже дорого. Кто будет вкладываться в перевод АЗС на электричество? Да и заряд длится достаточно долго. И в канистру энергию не нальёшь. В Москве и Питере, может, и поиграются, но на необъятных просторах страны, может, только, когда нефть кончится. Да и то еще на газу поездим. Электро в ближайшие лет 50 – это блажь. Необоснованно дорого, требует бешеных мощностей, вложения не окупятся и за 150 лет. Молчу о том, что очень маленькая часть людей в России смогут себе позволить купить эти поделки».
Однако распространение автомобилей на электрической тяге в мире идет заметными темпами. К примеру, в Норвегии гибриды и электромобили уже обогнали по суммарным годовым продажам обычные бензиновые и дизельные машины, а в Китае общее число эксплуатируемых электромобилей превысило 1,5 миллиона. В России всё несколько иначе: на данный момент в стране зарегистрировано 3,5 тысячи таких машин.
Низкая популярность электрических машин в России имеет целый комплекс причин. Опыт стран, лидирующих в использовании электромобилей, показывает, что ключевой опорой развития этого рынка является государственная поддержка. Но работы над созданием масштабной единой сети электрических заправок нет и не предвидится – практически все немногочисленные зарядные станции устанавливаются за счет средств частных инвесторов. При этом на некоторое время – с 2014 по 2017 гг. – на импорт электрозаправочных станций и другого оборудования были установлены нулевые таможенные пошлины, но потом и их отменили.
Аналогичная ситуация с импортом самих электромобилей. Таможенная ставка для ввоза в Россию обычных машин рассчитывается, исходя из возраста и объема двигателя, а для электромобилей налог на ввоз рассчитывается, исходя из стоимости машины. Учитывая, что новые электромобили и так весьма недешевы, действующая пошлина делает их покупку из-за рубежа доступной лишь богатым энтузиастам.