Эра электромобилей
Весь мир давно уже грезит электромобилями. Ни тебе вредных выхлопов, ни тебе хлопот, связанных с обслуживанием двигателей внутреннего сгорания. Заряжаешь ночью аккумуляторы, днем ездишь целый день. Вдобавок к красоте еще и экономия.
Почему же тогда электромобили с трудом пробивают себе дорогу на автомобильном рынке? В России в целом на начало текущего года было зарегистрировано всего около 3,6 тыс. электрокаров, то есть на их долю приходится менее 0,01% от общего количества легковых машин в стране. Я спрашивал у знакомого сотрудника ДПС: сколько в Дагестане зарегистрировано электромобилей? Тот затруднился с ответом, сказал, что, если и есть, их можно пересчитать по пальцам одной руки. Что означает – практически нет. Если и есть редкие экземпляры, то представляю, как и где они заправ… простите, заряжаются.
Заправки (вернее их отсутствие) не являются главной причиной чрезмерно низкой популярности электрокаров. Наши люди предприимчивы, если будут машины – заправки мигом появятся. Главная причина в том, что цены на эти машины слишком завышены. И еще: если нет ни ремонтных мастерских, ни грамотных мастеров, ни заправок, то кто рискнет покупать такую машину? Наверное, тот, у кого есть (и не одна) машина с традиционным бензиновым или дизельным двигателем, кто не стеснен в средствах и для кого важно выделиться.
Да и в других странах электромобили еще не стали преобладающими на дорогах, хотя в той же Европе ситуация немного отличается от российской. Многие страны устанавливают таможенные, налоговые преференции владельцам электромобилей, как бы подталкивая их к покупке.
Какие-то невнятные шаги в этом направлении делает и наше правительство, однако от чиновников можно услышать сентенции, прямо противоположные этим шагам. В частности, совсем недавно заместитель министра Минпромторга Александр Морозов заявил, что не видит никакого смысла в электромобилях, поскольку двигатели на газе намного экономичнее и даже экологичнее. Для выработки электроэнергии в некоторых случаях сжигается уголь, мазут, природный газ. Еще и при передаче на расстояние теряется часть выработанной энергии. Кроме того, литий-ионные аккумуляторы, используемые на электромобилях, далеки от безвредности, потому и экологичность электромобилей попадает под вопрос. Почему нужно сжигать газ для выработки электроэнергии, затем заряжать аккумуляторы, когда газ можно сжигать непосредственно в автомобильных двигателях? Тем более что любой бензиновый двигатель легко можно переоборудовать под газ, и с газовыми заправками нет никаких проблем. Вот главные аргументы чиновника.
Однако научно-технический прогресс не стоит на месте, в том числе и в России. Как сообщают СМИ, российские специалисты компании «Электротранспортные технологии» разработали новый электродвигатель, который в несколько раз дешевле имеющихся (80 тысяч рублей против 300 тысяч у китайских аналогов), при этом расходует мало энергии. Все технические тонкости новинки не разглашаются, сказано только то, что в основе разработки лежит обычная медная катушка, а не дорогостоящие постоянные магниты.
Хотя стоимость литий-ионных аккумуляторов с каждым годом снижается, сегодня все чаще говорят о том, что прорыв может быть достигнут посредством графеновых аккумуляторов. Они заряжаются за считанные минуты, имеют тысячекилометровый запас хода, при этом больше чем на 70 процентов дешевле литий-ионных аналогов. Это еще один аргумент, говорящий о том, что рано говорить о закате эры электромобилей, в том числе и в России.
Свои силы в создании электромобилей пробуют практически все страны, где производятся автомобили. И наша страна не исключение. Как сообщают СМИ, в начале следующего года в продаже должен появиться российский электромобиль Zetta (Zero Emission Terra Transport Asset) «Транспортный актив с нулевым выбросом», известный также под названием El Panda. Заявленная стоимость — от 450 тыс. рублей. Производство Zetta наладят в Тольятти, но к ВАЗу он не будет иметь отношения.
Как утверждают эксперты, российская новинка напичкана сюрпризами, среди которых асинхронные мотор-колеса и капсульное соединение кабины с ходовой частью.
Отечественное происхождение и некусающаяся цена заинтересовали многих автомобилистов. Некоторые вспомнили пшик, связанный с «ё-мобилем». Другие недовольны дизайном кузова, хотя специалисты утверждают, что тип кузова может быть любым, а тот, что на снимке, временный, на период испытаний.