X
08:10 17.04.2020

Этическая культура и благополучие социума

Шайдабег Мирзоев, профессор ДГПУ
Выпуск - 2020 №95
77

В современном обществе сегодня, как и во все времена, немало проблем. Но есть одна ключевая, требующая, на мой взгляд, повседневного внимания и неотложного решения. Это проблема формирования нравственно-этической культуры.

В условиях глобализации образования совершенно очевидна возникающая угроза сохранению и соблюдению этических норм поведения, этикета и общения. Нарастают процессы нивелирования этикетных норм и правил российских народов. Об этом свидетельствуют игнорирование основными пластами российской молодежи элементарных норм и правил не только собственного национального, но и общечеловеческого этикета, демонстративно проявляемые перед всей публикой негативные отношения к культурным и извечным религиозным канонам, изменения, демонстрируемые не только в форме одежды, но и всего физического облика личности и другое.

Наблюдая в обыденности на более 100 каналах телевидения, в Интернете, некоторых средствах массовой информации потоки негатива, учащиеся нередко с первых шагов жизни оказываются в обстановке конфликтности, грубости, хамства, душевной черствости, непочтительного отношения к старшим, оскорбительного поведения по отношению к чести, достоинству женщины, проявляемыми морально не созревшими молодыми людьми и даже мужчинами и женщинами зрелого возраста. Опасность для формирующейся личности ребенка, подростка в том, что такой стиль поведения части окружающих становится привычным бытовым явлением, под стабильным воздействием которого ребенок усваивает порочные, аморальные нормы поведения.

Отсутствие необходимого жизненного опыта лишает ребенка возможности критически оценивать подобное поведение взрослых. Наблюдение за состоянием нравственной воспитанности школьников, иногда и части студентов показывает, что зачастую их неуправляемое поведение как бы отражает нашу действительность. Реалии повседневной жизни свидетельствуют, что значительная часть учащихся школ, в том числе и подавляющее большинство дагестанских школьников, смутно представляют себе не только прогрессивные традиции народов Дагестана, но и этикетные нормы поведения и общения, заботливо сконцентрированные поколениями в народной педагогике Дагестана. А между тем веками испытанной гарантией дружбы и социального благополучия народов в многонациональном и многоконфессиальном государстве является нравственное воспитание с учётом не только общих представлений человека о нравственных нормах общества, но и уровня его нравственного сознания.

Успех воспитания подрастающего поколения в современных условиях тесно связан с тем, в какой мере используются национально-региональные педагогические традиции, прогрессивный опыт народной педагогики, основой которого является народный этикет. Этикет – это «совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы общения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)».

Дагестанский народный этикет глубоко созвучен идеям общечеловеческой культуры межличностного и межнационального общения

Национальная своеобразность любого народа, в том числе и народов Дагестана, проявляется большей частью в общении, в том, что называется этикетом. Этикет состоит из языка знаков, символов, словесных формул, жестов, мимики и т.п. Все это является тем, что не высказать, в особенности в эмоционально напряженных ситуациях. Язык символов глубоко национальный.

У дагестанских народов есть своя система взглядов, отражающая национальный характер, моральные ценности, образ жизни, тип поведения – то, что охватывается понятием «менталитет». Сущность традиционного народного этикета заключается в том, что народный этикет – это система норм поведения, при помощи которых человек призван считаться с достоинством других людей и защищать собственное достоинство, создавать условия для преодоления конфликтов и достижения намеченных целей.

Этикетные нормы регламентируют стиль поведения личности, стиль общения между людьми разного пола, возраста и социального положения, внешний вид человека в различных видах деятельности, последовательность и манеру отношений и т.д. Несоблюдение народного этикета ведет не только к нравственным коллизиям, но и к серьезному психологическому дискомфорту личности, что негативно сказывается на морально-этическом микроклимате в семье и обществе.

Этикетная культура любого народа, с одной стороны, содержит в себе универсальные, общечеловеческие моральные ценности, с другой – в ней проявляется та иерархия этих ценностей, которая диктуется спецификой, историей, условиями, укладом жизни данного конкретного народа.

Природно-географическая среда проживания, исторические, социально-экономические условия жизни дагестанских народов выдвинули на первое место исторически апробированные и всенародно одобряемые традиции: взаимопомощь, гостеприимство, добрососедство, верность данному слову, единство и сплоченность народа, уважение и взаимопонимание в отношениях между соседними народами, культ семьи, родного очага, почитание родителей, сыновний, дочерний долг перед ними в старости, уважение и признание мудрости старых людей, долг мужчины в защите чести, достоинства и жизни женщины (не только родственницы, но и совершенно незнакомой женщины), сохранение и упрочение родственных связей и другие.

Этикетные нормы поведения и общения, предписываемые этими традициями, характеризуются благородством, доброжелательностью к человеку, стремлением к установлению мирных, добрых дружеских отношений с представителями других народов, подчеркнутой уважительностью к старшим, скромным поведением в их присутствии, послушанием родителям, всем взрослым в семье.

Важность соблюдения указанных норм и правил традиционного этикета как для жизнедеятельности каждого человека, так и народа в целом осознаны и закреплены в памяти народа, о чём свидетельствуют мудрые народные изречения: «И мёд, и беда на языке человека», «Кто не уважает старшего, тому неведомо уважение», «Доброе слово и камень смягчает», «Сделав добро, хоть в море брось – не пропадёт», «Самая красивая одежда – скромность», «Из уст матери даже проклятие – благословение», «Близкий сосед лучше дальнего брата», «Спесь губит достоинство человека», «Рана, нанесённая языком, хуже оружейной», «Кто водится с оленем — в цветах, а кто дружит со свиньёй — в грязи», «Стать человеком труднее, чем стать учёным» и другие.

Традиционный народный этикет, являясь внешним выражением народных традиций, обычаев, активно формирует человека, подготавливает его к важной жизненной функции — общению с людьми, проявляя при этом к ним уважение, доброжелательность, благосклонность и т.д. Изучение и анализ различных этнографических и духовно-нравственных источников позволяют выделить ценностные качества, гарантируемые человеку при соблюдении этикетных норм: правдивость, честность, отсутствие зависти, искреннее, сердечное отношение к каждому человеку, верность слову, обязательствам, соблюдение договора, скромностъ и уважительность, стыдливость, милосердие, умение прощать, великодушие, участливость, избегание сквернословия, злословия.

Усвоение содержания, норм этих традиционных установок человеком начинается с раннего детства, а затем, углубляясь и осложняясь, продолжается в подростковом периоде, юности и молодости. Традиции – испытанные средства обретения человеком моральной зрелости. Мерилом воспитанности детей, юношей, девушек в народе считается соответствие их поступков, поведения, отношений с людьми нормам и требованиям моральных установок, отраженных в традициях народа.

Традиционный народный этикет как духовно-нравственный ориентир становления личности является эффективным средством формирования этнической культуры личности и его готовности к проявлению нравственно ценного поведения и общения в обществе и различных сферах деятельности.

Процесс формирования готовности к нравственному воспитанию на традициях народного этикета зависит от этнопедагогической направленности профессиональной подготовки учителей и воспитателей, своевременного приобщения их к нормам и ценностям традиционного этикета народов и этносов, среди которых придется работать.

Дагестанский народный этикет глубоко созвучен идеям общечеловеческой культуры межличностного и межнационального общения. В нем заложены непреходящие по своему значению общечеловеческие идеи, что делает его актуальным в наши дни, когда в связи с процессами сближения народов, диалога их культур, глобализации жизни народов владение личностью гуманными морально-этическими нормами общения обретает исключительную значимость. Приобщение подрастающего поколения к этнокультурным ценностям, в том числе и к традиционному народному этикету, является необходимым условием нравственного воспитания и одновременно обеспечивает предпосылки успешной интеграции подрастающих поколений в общечеловеческую культуру.

Статьи из «Общество»

«Воевали мы не за награды»

12
Магомеду Мусаеву из селения Мехельта Гумбетовского района в 1947 году исполнилось 18 лет....

Посвятившая жизнь детям

52
Айшат Гамзаева (на снимке) руководит общественной организацией «Жизнь без слез». Все, кто ее...

Не уходи, тюлень!

7
… Девяностые годы прошлого века. «Дагестанская правда» основательно взялась за защиту...

Обнимайте своих мам, пока они рядом…

82
День матери. Самый главный праздник человечества....

Сильные духом

417
В День матери нельзя не рассказать о женщинах, которые уже никогда не услышат слов...

Легендарный генерал Араблинский

12
Выдающийся дагестанский военный деятель Балакиши...

Главное оружие – наше единство

30
В эти дни в Дагестане проходит Республиканский...

Краснознамённая и легендарная

44
Каспийская флотилия разнородных сил Южного военного округа...