Этнокультура и дети

Мировые события последних лет ярко продемонстрировали необходимость корректировать воспитательные процессы подрастающего поколения в плане патриотизма и национальных традиций своей страны и проживающих в ней народов.
Важным аспектом этого является этническая социализация подростков и молодежи и формирование этнокультурной идентичности будущих граждан Российской Федерации, что обеспечит сохранение и укрепление морально-психологического единства народа, суверенитета и территориальной целостности страны.
Именно поэтому сегодня, как никогда, остро встает проблема формирования в сознании подрастающего поколения духовных ориентиров, обеспечивающих монолитную сплоченность этноса, его приверженность традиционным духовным ценностям народа.
В периоды острой социальной нестабильности этнос служит точкой опоры для личности. Известно, что ключ к продуктивной реализации подростком самого себя, своего потенциала, определению своего места в мире, построению результативных взаимоотношений с другими людьми находится в познании и принятии себя, в выборе приемлемых, социально одобряемых способов строительства своей будущей жизни. Имея позитивную этническую идентичность, ребёнок способен в дальнейшем осознанно строить гуманные отношения в среде своего народа, познавая при этом и другие этносы, знакомясь с культурами и образом жизни других народов.
К сожалению, современная социокультурная реальность, направленная на обретение этнической идентичности младшими школьниками и подростками, сталкивается с растущим влиянием информационной среды, социальных сетей, в которых будущие поколения российских граждан черпают представления о себе самих, своей национальной истории, нормах и ценностях традиционной культуры. Мировоззрение подростков и молодежи зачастую формируется сегодня вне влияния традиционных социокультурных институтов и привычных механизмов культурной трансмиссии.
Погружённость в социальные сети и информационную среду приводит к формированию у детей искажённых представлений о жизни, нормах и ценностях человеческого бытия.
Потребляя весь этот псевдокультурный контент, подросток становится обладателем странного и очень расплывчатого представления о нормах и ценностях культуры, принимает нормы и ценности чужих культур, дистанцируясь от культуры собственного этноса. Так на подсознании подростка происходит закрепление «преимуществ» западной цивилизации и «ущербность» собственной культуры, порождающие негативное отношение к своей стране и своему народу.
По некоторым данным, с началом СВО более трети подростков переосмыслили свое отношение к западной культуре, стали больше интересоваться традициями, ценностями и нормами многонациональной российской культуры.
Определяющее влияние на эти изменения оказали беседы с учителями, родителями и более старшими членами семьи. Для большинства школьников события специальной военной операции на Украине убедили их в правильности целей и задач России в борьбе с национализмом, с попытками искусственной украинизации населения Донбасса, Луганщины, Запорожья и Херсона.
Но есть среди учеников некоторая часть, которая скептически наблюдает за этими событиями, смотрит на происходящее с негативных позиций, считает проведение специальной военной операции ошибкой. Для них западный мир и «европейский выбор другого государства» остается оправданным. Пребывая в этом заблуждении, подростки теряют правильные ориентиры будущего своей страны.
«Жизнь в сети» увлекает детей, наполняет их души азартом, весельем, приятными ситуациями общения, заполняет «скуку будничности», дает ощущение включенности в отношения со сверстниками, порождает иллюзию реальной жизни. Хотя большинство школьников вполне осознают «ненормальность» сложившегося положения: больше половины из них отметили, что тратят на пребывание в интернете больше времени, чем планировали. Каждый второй подросток отмечает со стороны родителей «давление» и «негатив» относительно их частого пребывания в социальных сетях; каждый пятый стал более скрытным в данном вопросе, старается, чтобы близкие не заметили его посещения социальных сетей.
В последние годы наблюдается увеличение интереса к национальным традициям, что объясняется не только увеличивающимся национальным самосознанием, но и тем, что человек воспитывается под воздействием родной культуры. Его мировоззрение, поведение, привычки и способы взаимодействия с окружающим миром формируются под влиянием образа жизни, традиций, норм и ценностей, бытующих в его культуре. Уже с первых дней жизни ребенка приобщение к культурным и общечеловеческим ценностям закладывает основы его нравственности, патриотизма, самосознания и личности.
Современные исследования подтверждают, что дети младшего школьного возраста способны глубоко понимать и реагировать на народную культуру и искусство. Народная культура, преимущественно выраженная через искусство, находится в центре этого педагогического процесса. Она является важным элементом воспитания, поскольку отражает разнообразные аспекты жизни людей, их опыт, духовный мир и чувства. Поэтому так важны уроки рисования в начальной школе. Фольклор также вносит важный вклад в формирование морали, духовности, интеллекта и эстетики.
Понимание народной культуры помогает детям задумываться над вопросами о добре и зле, справедливости и сострадании. Фольклор часто несет в себе проповедническое послание, и множество его элементов разработано специально для детей и педагогов. Благодаря народным традициям и фестивалям дети могут лучше понять устное народное творчество, музыкальный фольклор и связь между народным искусством и народными традициями. Много делают для этого внешкольные учреждения эстетического направления, проводя фестивали, конкурсы и другие массовые мероприятия для детей и подростков. Общие старания педагогов, родителей и специалистов по этнической культуре неизменно закладывают в молодом поколении здоровый фундамент любви к своему родному краю.
Статьи из «Общество»
Обсудили Стратегию нацполитики

Мир сам собой не воцарится

Прославленный виноградарь

Мудрость, рожденная в горах

России судьбоносный путь

Гаранты Конституции

Второй век ветерана
