X
08:03 04.08.2021

Объект серьёзного внимания

Шайдабег Мирзоев, заслуженный деятель науки РД, отличник народного просвещения РФ, профессор ФГБОУ ВО «ДГПУ»
Выпуск - 2021 №209
60

Попытки реформирования­ современного российско­го образования с ориен­тацией на ценности так называемой американской демократии и европейской цивилизации, особенно на американский акцент, доминирующий на экранах кино и телевидения, поток переводной литературы с активным насаждением ценностей чуждой нам культуры, мыслей, поступков, образа жизни, искусства с насилием, примитивизмом, пошлостью, уже сегодня сказывается в моральной деградации, нравственной распущенности, отчуж­денности детей, подростков и молодежи от традиционной культуры своего народа, в забвении ими своих исторических корней. Не является исключением и наш многонациональный Дагестан.

Здесь, как и во многих других регионах России, попраны исконно национальные свойства личности, дагестанский национальный характер, не везде и не у всех в почете честь и совесть, порядочность и доброжелательность, долг, верность, человеческое, национальное и нравственное достоинство, благотворительность, патриотизм и другое.

Всё это происходит оттого, что мы уходим в чужую сторону от нашей отечественной, дагестанской и собственной национальной культуры, предаем забвению свои исторически апробированные культурологические ценности. Исследование уровня сформированности культурологических знаний, умений и навыков выпускников общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и колледжей за последние годы показывает, что большинство из них даже поверхностно не представляют себе морально-этические, эстетические, экологические, экономические и иные ценности дагестанской и родной национальной культуры. Молодые люди не могут ясно выражать понятия духовно-нравственной культуры. Не знают выпускники содержание дагестанской национальной культуры труда, просвещения, экологической, правовой и политической культуры, иногда даже не владеют элементарными навыками культуры поведения в соответствующем обществе. Сказывается отсутствие должного внимания в образовательном процессе изучению предметов национально-региональной культурологической направленности, в частности предмета «Культура и традиции народов Дагестана», содержание которого непосредственно направлено на убедительное обучение и воспитание учащихся на вековых ценностях дагестанской национальной культуры.

Меры разрушительного воздействия средств массовой информации и стихийного влияния деформированной социальной среды на сознание школьников оказываются более эффективными, чем, казалось бы, целенаправленно организованный учебно-воспитательный процесс.

В чем же причина продолжающегося духовно-нравственного обнищания школьников? Причин здесь много: и объективных, т.е. диктуемых политическими и социально-экономическими условиями государства и республики; и субъективных, т.е. прямо зависящих от человеческого фактора, в данном случае непосредственно вызванных непродуманной, неэффективной деятельностью организаторов образования и равнодушных педагогов. Об этом нельзя не говорить сегодня, когда усилиями далеких от национальной культуры некоторых чиновников образования предпринимаются попытки придания предметам по изучению дагестанской культуры второстепенного значения.

Мы уходим в чужую сторону от нашей отечественной, дагестанской и собственной национальной культуры, предаем забвению свои исторически апробированные культурологические ценности

Анализ учебных планов дагестанских общеобразовательных организаций (школ, лицеев, гимназий) показывает, что предмет «Культура и традиции народов Дагестана», бывший более 25 лет обязательным для учащихся 4, 8, 9, 10, 11 классов, теперь рекомендуется изучать лишь по усмотрению руководителей образовательных организаций и только по желанию учащихся. Некоторые директора школ даже при его обязательности изучения по учебному плану не уделяли данному предмету должного внимания, а теперь и вовсе махнули рукой на него. А если разобраться, то многие руководители учебных заведений сами нуждаются в функциональной культурологической подготовке.

Даже в тех школах, где директора предусматривают в учебных планах изучение культурологических предметов, встречаются проблемы. В этой связи, возвращаясь к причинам слабой культурологической подготовки наших учащихся, хотелось бы отметить вот еще что. При изучении культуры большинство педагогов акцентируют внимание учащихся только на событиях, фактах, предметах, идеях и т.д., без выявления и освещения личностно-этической, социальной, национально-региональной и общечеловеческой значимости ценностей культуры. Культуру ошибочно преподают подобно истории.

Как автор большинства обще­образовательных учебных программ и учебников по культуре и традициям народов Дагестана хочу в очередной раз напомнить, что целью преподавания данного предмета в школах является не столько культурологическое образование учащихся (и оно, разумеется, не менее важно), сколько их морально-этическое, идейно-патриотическое, трудовое, эстетическое и физическое воспитание на веками сложившихся устойчивых ценностях духовной и материальной культуры народов Дагестана. Это исключительно важно именно сегодня, в условиях отсутствия четкой национальной идеи, идеологических и духовно-нравственных ориентиров в российском и в дагестанском социуме. Поэтому при изучении культурологических предметов в частности и при организации учебно-воспитательного процесса в особенности возникает настоятельная необходимость пристального внимания прежде всего к такому мощному пласту культуры Дагестана, как педагогическая культура народа – этнопедагогика Дагестана.

Этнопедагогика, говоря обыденным языков, – это традиционная народная методика очеловечивания, окультуривания человека и общества. Она как духовный феномен народа сообщает нам эмпирические знания, сведения, идеалы, взгляды, представления, установки, навыки и приемы воспитательных действий, испокон веков ценимых и почитаемых настоящими тружениками – созидателями ценностей материальной и духовной культуры. Этнопедагогика как учебная дисциплина уже ряд лет изучается на педагогических отделениях и факультетах вузов страны. Однако в большинстве школ республики сегодня работают учителя, которые преподают культуру, не учитывая потенциальные возможности этнопедагогики в воспитании учащихся. Как же помочь им восполнить серьезный пробел в профессиональной деятельности?

В современных условиях небывало низкой обеспеченности школ методической литературой надежной формой этнопедагогического просвещения учителей, учащихся и их родителей могла бы стать целенаправленная работа курсов повышения квалификации, семинаров с привлечением потенциала ведущих детских и юношеских библиотек рес­публики и прежде всего Республиканской детской библиотеки. Как известно, последняя располагает не только оригинальными художественными, публицистическими, научно-популярными изданиями по различным видам и типам культур, но и достаточно компетентными кадрами по умелой разработке и организации образовательно-воспитательных мероприятий с детьми и подростками. Свидетельство тому разработанные и изданные здесь методические рекомендации.

Также эти вопросы широко и доступно освещаются в учебниках и учебных пособиях, изданных в последние годы. Особый интерес для этнопедагогического просвещения могут представить следующие издания: Мирзоев Ш. А. Культура и традиции народов Дагестана: Учебник для 4 класса; Саидов Т. Г. Уроки культуры и традиций народов Дагестана в 4 классе: Пособие для учителя; Магомедова З. М. Культура и традиции народов Дагестана: Методическое пособие; и другие.

Объектами серьезного внимания могли бы стать такие направления дагестанской культуры и формы их освещения, как культура труда народов Дагестана. Форма организации мероприятий – выставка книг (стихов, рассказов, сказок, пословиц, поговорок и загадок, восхваляющих достоинства и социальную значимость видов труда и тружеников); выставка иллюстраций, отражающих разновидности орудий труда, способы и методы образцового пользования орудиями ремесленного, земледельческого и животноводческого труда; cтенды, указывающие перечень изделий и продуктов как результат традиционных ремесел народов Дагестана; встречи с ветеранами земледельческого, животноводческого и ремесленного труда. «Презентация» их личного трудового вклада в народное хозяйство и культуру республики и Отечества; викторина «Хлеб – всему голова»; конкурс: «Знаете ли вы традиции дагестанской народной экономики?»; и т.д.

Аналогичные формы этнокультурного просвещения целесообразно организовывать по художественной культуре народов Дагестана с приглашением и участием мастеров прикладного и изобразительного искусства, художников-скульпторов, артистов, актеров, архитекторов и т.д.

Словом, традиционными в республике должны стать не только «Дни поэзии», «Дни национальной литературы», но и «Дни национальной культуры», «Недели национальной культуры», «Выставки и вечера дагестанской культуры», очевидно демонстрирующие уникальные достижения народов Дагестана в духовно-нравственном воспитании и интеллектуальном образовании человека и общества.

Статьи из «Общество»

Хранители народных традиций

4
Старейшины во все времена были и есть базисными личностями дагестанского общества, его духовным ресурсом. За долгие годы жизни и деятельности на благо республики...

Честь папахи Хабиба

5
Наш разговор о национальной гордости Дагестана и России, непревзойденном бойце смешанных...

Индустрия гостеприимства

2
Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», реализуемый в стране, дает всё...

Тепло Земли – людям

9
Если человек смолоду понимает своё предназначение, то вся его дальнейшая жизнь складывается...

Нам есть что защищать!

25
Наступивший 2025-й Президент Российской Федерации Владимир Путин предложил назвать Годом...

Удачный год лётчика Юсупа Акаева

19
Выдающийся летчик, Герой Советского Союза Юсуп Акаев (на...

Красный флаг над стенами рейхстага

15
Наступивший 2025 год – особенный. Это год 80-летия Великой...

Оставляем след в истории

11
Планета Земля окутана разными сферами: экзосфера, термосфера, стратосфера, тропосфера и другие, которые и образуют нашу атмосферу – воздушную обитель...

Встреча с инспектором ДПС

9
Имеет ли право инспектор ГАИ интересоваться подробностями личной жизни водителя, задавая...

Похищение рыжей

11
Однажды Магомед Сулиманов, человек, способный на самые сногсшибательные поступки, позвонив...

Говорящая «аварийка»

5
Кнопка с красным треугольником превратилась в универсальное средство коммуникации на дороге. При этом «аварийка», напомним, была задумана совсем не для того,...

Советский джип ГАЗ-69

10
История знаменитого ГАЗ-69 началась в 1946 году, когда Советскому Союзу потребовался новый...