Это вам не самокат водить
Расшифровка военно-учётной специальности (ВУС) – одна из важных тем последних дней. А одна из очень распространённых категорий – это водители-военнослужащие. Давайте уточним, чем занимаются водители в армии, и что должен уметь водитель армейского авто или БТРа.
Как пишет издание «За рулём», далеко не все ВУС поддаются детальной дешифровке. Профессии, связанные с автомобилями и иным колёсным транспортом, в основном описываются одним из двух вариантов первых трех цифр кода. Но не только ими.
Вот несколько примеров (первые три цифры кода): 837 – водители транспортных средств категории ВС; 838 – специализации по управлению военной техникой; 849 – командиры ремонтного отделения, специалисты по ремонту и хранению автомобилей – механики; 841 – водители плавающих автомобилей; 854 – водители тракторов.
Понятно, что водители-военнослужащие могут управлять не только автомобилем, но и бронетанковой техникой, а также спецтехникой, ж/д составами и даже подводными и надводными судами.
Ещё несколько полных обозначений (все цифры кода) водительских ВУС: 124259 – водитель БТР; 157259 – водитель-механик зенитной установки; 167259 642 – механик-водитель – радист; 180994 – водитель-экскаваторщик.
Каков же круг обязанностей у водителей в армии? На сайте Минобороны РФ говорится, что военный водитель должен уметь управлять автомобилем днём и ночью, в любое время года, при любых погодных условиях, своевременно проводить техническое обслуживание, ремонт и регулировку двигателя и специального оборудования, которым оснащён автомобиль.
Механик-водитель колёсных бронетранспортёров должен знать устройство, правила эксплуатации и технического обслуживания БТР; умело водить его днём и ночью, в любое время года, в различных боевых и погодных условиях; знать и соблюдать установленные правила движения и сигналы; своевременно и качественно проводить техническое обслуживание, ремонт и регулировку двигателя и вспомогательного оборудования БТР; знать вооружение БТР, уметь заряжать и вести огонь из пулемёта; уметь работать на радиостанции и переговорном устройстве; владеть личным оружием, умело применять его для самозащиты и, при необходимости, для защиты боеспособной машины и членов экипажа.
Водитель-экскаваторщик обязан знать: технические характеристики и правила регулировки экскаватора, его механического, гидравлического и электрического оборудования, способы устранения неисправностей экскаватора; правила выемки грунта различных категорий с соблюдением заданных профилей и отметок; порядок подготовки экскаватора к транспортированию, его погрузки на транспортное средство, закрепления; требования безопасности при транспортировании; приёмы разгрузки с транспортного средства на рабочее место.