Всё-таки какие автомобили безопаснее для окружающей среды: на электрической тяге или с двигателем внутреннего сгорания? Не особо разбирающийся человек, не задумываясь, ответит: «электроники». И будет неправ. Несмотря на кажущиеся преимущества, бесшумные электрокары всё же наносят урон экологии.
Начнем с того, что при производстве и утилизации батарей природа страдает куда сильнее, чем от бензиновых двигателей. К тому же учёные установили, что на каждый выработанный киловатт-час энергии для электромобилей в воздух выбрасывается до 274 граммов углекислого газа. При этом на киловатт-час энергии, вырабатываемой при сжигании бензина в двигателях внутреннего сгорания, углекислотный выброс не превышает 180 граммов.
Не стоит забывать и о «еде» электрокаров. Владимир Подольский, генеральный директор Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс», в своей статье «Беcшумное зло: экологичность электромобилей – это миф», опубликованной на сайте РТП, приводит следующие данные. «В настоящее время основными источниками электроэнергии во всём мире являются именно тепловые станции, 40 % от объёмов выработки приходится на генерирующие объекты, работающие на угле и торфе, ещё 22 % – на газе и 5 % – на фракциях нефти. В расчёте на единицу получаемой энергии степень экологической опасности ТЭС гораздо большая, чем от работы бензиновых и дизельных двигателей, поскольку к минимизации загрязнённости выхлопов современных машин во всём мире выдвигаются жёсткие требования».
Так что экологичность «электроников», которую принято считать главным достоинством, одновременно служит и их недостатком. И при всём этом очевидность полного перехода на электрокары, даже пусть и в далёкой перспективе, отрицать глупо. Хотя бы уже потому, что залежи чёрного золота не бесконечны. Безусловно, останутся фанаты с татуировкой мустанговских карбюраторов на груди, готовые закупать литр дико дефицитного бензина за тысячу долларов, но конец эпохи ДВС неизбежен.
Тогда в первую очередь встаёт вопрос создания инфраструктуры для армии электрокаров. А задача не из лёгких, если учитывать тот же аргумент – исчерпаемость запасов нефти, одного из пунктов меню электростанций. К тому же материальные и ресурсные возможности неодинаковы даже внутри одной страны (Россия подтвердит), что уж говорить о способностях разных по уровню развития государств.
Правда, всяк решает проблему по-своему. К примеру, Владимир Вольфович подошёл к вопросу либерально. Как-то, отвечая на вопрос журналистов (а было это только-только на заре знакомства отечественных инженеров с производством электромобилей), где и как он заправляет подаренного ему «электроника», Жириновский сообщил, что просто подключил провода к соседнему особняку. Вряд ли за забором лидера ЛДПР проживает Зюганов, но понравится такой либерализм не каждому собственнику.
К вопросу создания инфраструктуры. Организовать станцию подзарядки прямо дома? «Легко!» – говорит Владимир Вольфович. В остальных случаях это знакомство с капитальными сложностями при снижающемся заряде. В России в плане количества электроколонок дефицит сотого уровня. Экспериментировать с дальними поездками с семьей точно не стоит: докатив до вожделенной розетки, можно упереться в очередь. И даже если она будет состоять всего-то из пары машин, ожидание может занять сутки, учитывая скорость дозаправки батарей. А в Махачкале с ее средневековыми сетями… Так что пока достоинство авто – экологичность – тут скромно стоит в сторонке.
А тем временем страны Евросоюза планируют полностью отказаться от бензиновых автомобилей в пользу электрокаров, что позволит бороться с глобальным потеплением в мире. Так, к 2030 году Евросоюз надеется сократить эти выбросы на 65 %, к 2035 году – на 100 %. Для массового внедрения электрокаров Еврокомиссия обяжет правительства стран ЕС установить зарядные станции через каждые 60 километров на основных автомагистралях.
Крупнейшим мировым автопроизводителям подобные амбициозные планы не чужды уже давно. К примеру, Volkswagen намерен прекратить производство автомобилей на ДВС в Европе к 2035 году. Renault собирается сделать экологичными 90 % своих машин. Американский автопроизводитель Ford Motor Co. рассчитывает довести долю электромобилей в своих продажах до 40 % к 2030 году.
Даже учитывая финансовые возможности большинства европейских стран, их нацеленность на результат и планомерное достижение поставленных целей, все же в очередной раз выходит, что телегу – теперь уже электрическую – ставят впереди лошади. Все эти задумки назвать достойными реального интереса можно будет лишь тогда, когда количество зарядных станций станет действительно соответствовать количеству колесящих «электроников».
В нашей стране с созданием электромобилей в России как-то сразу не задалось. Так и хочется добавить, что не особо прославились и в производстве автомобилей… Ну да ладно. Не сказать, что попыток предпринималось слишком уж много, но самой запоминающейся был, пожалуй, звучный Ё-мобиль. Это отечественный проект последовательного гибридного автомобиля, в конструкции которого предполагалось использование электрической трансмиссии с комбинированным питанием от генератора, вращаемого газобензиновым двигателем внутреннего сгорания… И даже на этом замысловатость работы агрегата не заканчивалась. Не задействована была разве что обычная восковая свеча.
Но, видимо, всё готово к изменениям, причём в ход идёт уже тяжёлая артиллерия: КамАЗ планирует выпускать до 450 тысяч электромобилей «Кама» в год… года через три. «Часть этого объема, возможно, будет производиться в Венгрии. Министерство инноваций и технологий этой страны и «Кама» 24 января подписали соглашение о намерениях, которое предусматривает развитие партнерства в сфере производства электромобилей в Венгрии», – отметили в компании.
В презентации «Камы» представлен оптимистический прогноз по развитию электротранспорта в России. Согласно стартапу, продажи электрокаров в России уже в 2025 году достигнут 100 тысяч единиц в год. Есть с чем сравнить. Согласно статистике, в 2021 году в нашей стране было произведено 1 288 704 новых автомобиля.
С чего мы начали? Ах, да: далеко нам до слезания с бензинового шланга, но к реабилитации готовы.