Купить PDF-версию
00:28 | 22 ноября, Пт
Махачкала
X
10:14 25.02.2022

«Ёшкин» код идентичности

Похоже, что споры по поводу того, какие автомобили более токсичны для окружающей среды – бензиновые или на электрической тяге, утихнут ещё нескоро. Даже несмотря на то, что год от года «электроники» довольно успешно отвоёвывают всё новые позиции на авторынке, старый добрый двигатель внутреннего сгорания белый флаг не поднимет ещё лет двадцать. Во-первых, нефтепромышленникам не улыбается перспектива потерять крупного потребителя, а во-вторых, не всякая компания-производитель готова заявлять своё электронное детище как безоговорочный конкурент собратьям. В нашей стране в этом плане определённо нечем похвастать. Или не всё так пессимистично? Ответим на этот вопрос чуть позже.

Всё-таки какие автомобили безопаснее для окружающей среды: на электрической тяге или с двигателем внутреннего сгорания? Не особо разбирающийся человек, не задумываясь, ответит: «электроники». И будет неправ. Несмотря на кажущиеся преимущества, бесшумные электрокары всё же наносят урон экологии.

Начнем с того, что при производстве и утилизации батарей природа страдает куда сильнее, чем от бензиновых двигателей. К тому же учёные установили, что на каждый выработанный киловатт-час энергии для электромобилей в воздух выбрасывается до 274 граммов углекислого газа. При этом на киловатт-час энергии, вырабатываемой при сжигании бензина в двигателях внутреннего сгорания, углекислотный выброс не превышает 180 граммов.

Не стоит забывать и о «еде» электрокаров. Владимир Подольский, генеральный директор Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс», в своей статье «Беcшумное зло: экологичность электромобилей – это миф», опубликованной на сайте РТП, приводит следующие данные. «В настоящее время основными источниками электроэнергии во всём мире являются именно тепловые станции, 40 % от объёмов выработки приходится на генерирующие объекты, работающие на угле и торфе, ещё 22 % – на газе и 5 % – на фракциях нефти. В расчёте на единицу получаемой энергии степень экологической опасности ТЭС гораздо большая, чем от работы бензиновых и дизельных двигателей, поскольку к минимизации загрязнённости выхлопов современных машин во всём мире выдвигаются жёсткие требования».

Так что экологичность «электроников», которую принято считать главным достоинством, одновременно служит и их недостатком. И при всём этом очевидность полного перехода на электрокары, даже пусть и в далёкой перспективе, отрицать глупо. Хотя бы уже потому, что залежи чёрного золота не бесконечны. Безусловно, останутся фанаты с татуировкой мустанговских карбюраторов на груди, готовые закупать литр дико дефицитного бензина за тысячу долларов, но конец эпохи ДВС неизбежен.

Тогда в первую очередь встаёт вопрос создания инфраструктуры для армии электрокаров. А задача не из лёгких, если учитывать тот же аргумент – исчерпаемость запасов нефти, одного из пунктов меню электростанций. К тому же материальные и ресурсные возможности неодинаковы даже внутри одной страны (Россия подтвердит), что уж говорить о способностях разных по уровню развития государств.

Правда, всяк решает проблему по-своему. К примеру, Владимир Вольфович подошёл к вопросу либерально. Как-то, отвечая на вопрос журналистов (а было это только-только на заре знакомства отечественных инженеров с производством электромобилей), где и как он заправляет подаренного ему «электроника», Жириновский сообщил, что просто подключил провода к соседнему особняку. Вряд ли за забором лидера ЛДПР проживает Зюганов, но понравится такой либерализм не каждому собственнику.

К вопросу создания инфраструктуры. Организовать станцию подзарядки прямо дома? «Легко!» – говорит Владимир Вольфович. В остальных случаях это знакомство с капитальными сложностями при снижающемся заряде. В России в плане количества электроколонок дефицит сотого уровня. Экспериментировать с дальними поездками с семьей точно не стоит: докатив до вожделенной розетки, можно упереться в очередь. И даже если она будет состоять всего-то из пары машин, ожидание может занять сутки, учитывая скорость дозаправки батарей. А в Махачкале с ее средневековыми сетями… Так что пока достоинство авто – экологичность – тут скромно стоит в сторонке.

А тем временем страны Евросоюза планируют полностью отказаться от бензиновых автомобилей в пользу электрокаров, что позволит бороться с глобальным потеплением в мире. Так, к 2030 году Евросоюз надеется сократить эти выбросы на 65 %, к 2035 году – на 100 %. Для массового внедрения электрокаров Еврокомиссия обяжет правительства стран ЕС установить зарядные станции через каждые 60 километров на основных автомагистралях.

Крупнейшим мировым автопроизводителям подобные амбициозные планы не чужды уже давно. К примеру, Volkswagen намерен прекратить производство автомобилей на ДВС в Европе к 2035 году. Renault собирается сделать экологичными 90 % своих машин. Американский автопроизводитель Ford Motor Co. рассчитывает довести долю электромобилей в своих продажах до 40 % к 2030 году.

Даже учитывая финансовые возможности большинства европейских стран, их нацеленность на результат и планомерное достижение поставленных целей, все же в очередной раз выходит, что телегу – теперь уже электрическую – ставят впереди лошади. Все эти задумки назвать достойными реального интереса можно будет лишь тогда, когда количество зарядных станций станет действительно соответствовать количеству колесящих «электроников».

В нашей стране с созданием электромобилей в России как-то сразу не задалось. Так и хочется добавить, что не особо прославились и в производстве автомобилей… Ну да ладно. Не сказать, что попыток предпринималось слишком уж много, но самой запоминающейся был, пожалуй, звучный Ё-мобиль. Это отечественный проект последовательного гибридного автомобиля, в конструкции которого предполагалось использование электрической трансмиссии с комбинированным питанием от генератора, вращаемого газобензиновым двигателем внутреннего сгорания… И даже на этом замысловатость работы агрегата не заканчивалась. Не задействована была разве что обычная восковая свеча.

Но, видимо, всё готово к изменениям, причём в ход идёт уже тяжёлая артиллерия: КамАЗ планирует выпускать до 450 тысяч электромобилей «Кама» в год… года через три. «Часть этого объема, возможно, будет производиться в Венгрии. Министерство инноваций и технологий этой страны и «Кама» 24 января подписали соглашение о намерениях, которое предусматривает развитие партнерства в сфере производства электромобилей в Венгрии», – отметили в компании.

В презентации «Камы» представлен оптимистический прогноз по развитию электротранспорта в России. Согласно стартапу, продажи электрокаров в России уже в 2025 году достигнут 100 тысяч единиц в год. Есть с чем сравнить. Согласно статистике, в 2021 году в нашей стране было произведено 1 288 704 новых автомобиля.

С чего мы начали? Ах, да: далеко нам до слезания с бензинового шланга, но к реабилитации готовы.

Статьи из «Колесо»

«Капитану» море не нужно

11
Сколько в Китае автозаводов? Думаю, не каждый автоэксперт сможет однозначно ответить на этот...

Камеры: ловят, не ловят…

18
Каждый водитель в силу различных обстоятельств иногда сам становится пассажиром. И невольно...

Штрафы возрастут

9
Государственная Дума в первом чтении приняла законопроект, который может значительно...

В России ищут пути снижения ДТП

16
План по повышению безопасности движения обсудили на панельных дискуссиях в рамках выставки «Дорога 2024» в Екатеринбурге,...

Карт – ступень к «Формуле-1»

4
Гонки на небольших, легких и маневренных спортивных автомобилях с открытыми колесами,...

«Китайцы» теснят Ладу?

11
В сентябре китайский кроссовер Haval Jolion стал самым продаваемым автомобилем в Москве,...

Судьба легенды

8
Чуть ли не ежедневно прохожу мимо легендарной машины моего детства – Москвича 412. Он...

Свой руль ближе к рукам

12
Продукция белорусских машиностроителей известна практически во всём мире. Карьерные...

Байкеры закрыли мотосезон

11
В Дагестане состоялось официальное закрытие очередного ежегодного мотосезона....