Купить PDF-версию
10:25 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X
10:29 15.09.2022

Как посёлок «Двигательстрой» стал городом

Мало кто знает, что город Каспийск, получивший своё название и статус в 1947 году, до этого был посёлком Двигательстрой. Его история началась в 1932 году, когда на пустынном берегу Каспия недалеко от столицы Дагестана был образован одноимённый посёлок строителей завода, у которого в нынешнем году тоже юбилей – 90 лет.

В годы Великой Отечественной войны все предприятия посёлка выпускали военную продукцию: авиабомбы, торпеды, мины, зенитные снаряды и многое другое, что вместе с усилиями всей страны обес­печило Великую Победу Советской армии над фашистской Германией.

Сегодня городу Каспийску 75 лет. Его просторные улицы и многоквартирные дома были возведены после войны. Уже тогда Каспийск в ряду дагестанских городов выделялся добротностью строений, но основа этому была положена в предвоенные годы (1932–1940), в период создания завода «Двигательстрой», где наряду со строительством цехов и заводских площадей возводились жильё и объекты социально-бытовой сферы.

Как свидетельствуют исторические хроники, строительством завода руководил Наркомат тяжелой промышленности СССР. Советское правительство выделяло большие средства для ускоренного возведения данного объекта. К середине 1935 года были сданы под монтаж первый механический, инструментальный и деревообделочный цеха, а ещё сооружена крупная ТЭЦ. В итоге в 1939 году завод вышел на проектную мощность.

Об истории посёлка, затем города и завода «Дагдизель» написано немало. Медшид Гусейнов, д. и. н., профессор ДГУ и его коллега, доцент Магомед Идрисов в своей научной работе «Гигант северокавказской индустрии – завод «Двигательстрой» на Каспии (1932–1940 годы)» отмечают, что не всё поначалу на ударной советской стройке шло успешно. Но благодаря огромным по тем временам финансовым вложениям, энтузиазму и самоотверженному труду рабочих и инженеров, при деятельном участии руководства Дагестана поселок и завод были построены в короткие сроки.

«В 1932 году по распоряжению правительства СССР и под личным руководством Г. К. Орджоникидзе в 16 км от Махачкалы началось строительство крупнейшего завода Дагестана – «Двигательстрой», давшего в последующем жизнь городу Каспийску, отмечают учёные. За шесть месяцев с начала строительства было освоено более 7 млн руб.

И всё же работы велись относительно медленными темпами. В докладной записке начальника работ по строительству завода С. М. Яковлева в Дагобком ВКП(б) сообщалось, что в 1932 году программа работ несколько раз переделывалась, менялось расположение объектов на площадке. Ряд объектов, строительство которых началось ранее, были законсервированы, включая 24-квартирный дом и ряд бараков; работы на стадии каменной кладки приостановлены из-за отсутствия фондовых материалов и нехватки рабочей силы. Руководство вынуждено было объявить простой».

Завод имел важное значение для нашей страны, поэтому ходом строительства регулярно интересовался нарком тяжелой промышленности СССР Г. К. Орджоникидзе. Приезд его в Дагестан в ноябре 1934 г., его указания и советы дали новый импульс повышению темпов строительства.

«За 9 месяцев 1934 г. в строительство было вложено 9 млн руб., в том числе на основные объекты 2,8 млн руб. А за IV квартал того же года – 7,2 млн руб., в том числе на основной объект – 3,365 млн руб. В следующем, 1935 г. в I квартале было освоено уже 7 млн руб., в том числе на основном объекте – 3,8 млн руб. В IV квартале 1934 г. выполнение программы составило 100 %».

В период с апреля 1934 г. по апрель 1935 г. на строительстве завода «Двигательстрой» произошли значительные сдвиги. К середине 1935 г. первый механический, инструментальный, деревообделочный цеха, сушилка для леса и паровозное депо были сданы под монтаж. Водоснабжение «Двигательстроя» № 182 («Дагдизель») обеспечивалось из канала им. Октябрьской революции.

В итоге за год до начала Великой Отечественной войны в Дагестане было построено одно из крупнейших предприятий Северного Кавказа, на котором трудились в общей сложности порядка 6 тысяч человек. Тогда же была введена в эксплуатацию и ТЭЦ, давшая электроэнергию не только «Двигательстрою», но и ближайшим населенным пунктам и объектам нефтяных промыслов. Сооружение водовода из источника Бекенез и строительство железной дороги, связывающей впоследствии поселок с Махачкалой, послужили основой разрастания поселка в город Каспийск, а затем и в сегодняшнюю агломерацию.

Нынешние красивые многоэтажные дома, школы, гостиницы, стадион, а главное, функционирование флагмана промышленности Дагестана – завода «Дагдизель», который и теперь в строю, были бы, конечно, невозможны без самоотверженного труда наших славных соотечественников. Об этом нужно помнить!

Тэги:
каспийск,

Похожие

Статьи из «Общество»

Управление ГИБДД подвело черту

6
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

4
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

35
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

5
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

80
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

8
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

35
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

24
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...

Интернет: зло или благо?

10
Большая часть нашей повседневной жизни так или иначе связана с интернетом: в нем мы работаем, учимся, общаемся с друзьями. Однако с ростом количества подключенных к...

Хранители неба

5
Войска противовоздушной обороны призваны, как ясно из их названия, защищать воздушное пространство страны. Важность этих войск для безопасности лишний раз...

Отложим гаджеты!

98
Коллега жалуется: на наших дорогах стало слишком много комплексов фото- и видеофиксации...