Как воспитать политически взвешенную личность
Нам не нужны «чистые физики»! Так еще в советские времена говорил один из ректоров ДГУ. И в этом тезисе была своя правда, потому как нужны и лирики, и политики с философами. Правда еще и в том, что мы наблюдаем политизацию и идеологизацию всей общественной жизни. Одни назовут это промыванием мозгов, иные используют другой термин. Но все согласятся, что в основе политического образования лежит плюрализм мнений, без навязывания каких-либо идеологических стереотипов.
На мой взгляд, молодой человек не может быть погружен только в свою узкую и специфическую сферу и не интересоваться политикой. По нынешней Конституции, у нас декларируется множество идеологий взамен советской, поэтому молодежь может выбирать свою политическую ориентацию. Понятно, что студенческие годы – это время самоутверждения, в том числе посредством проб и ошибок молодого человека, но зато это будет его решение, его выбор.
Формирование у молодежи политической культуры – сложный процесс. Поскольку студент – формирующаяся личность, необходимо, чтобы весь профессорско-преподавательский корпус проявлял исключительную ответственность и объективность при разъяснении сути общественных явлений. Такой подход предполагает приоритетность общечеловеческих ценностей в оценке прошлого и настоящего, а изменение представлений о характере и критериях прогресса, наличие богатого опыта экономического и социального развития человечества открывают возможность поиска новых путей в осмыслении перспектив общественного развития.
Высшая школа в немалой степени может воспрепятствовать появлению таких социальных установок, которые негативно влияют на нравственные ценности, способствуют росту аполитичности, скептицизма, бездуховности
Социально-политическая ориентация вузовской молодежи является детерминантой ее политической активности. Осознание потребностей общества происходит во многом через формирование политического интереса. Это обусловлено не только тем, что в современных условиях обострились противоречия, связанные с дифференциацией общества, но и тем, что в полный голос заявила о себе ориентация на личность.
Сегодня как никогда велика общественная потребность в социально активной и политически взвешенной личности. Возможность политического самоутверждения молодого специалиста предполагает самоутверждение как человека, обладающего свободой суждений и действий. В этом контексте задача высшей школы состоит в том, чтобы по ее окончании общество получило наиболее адекватную современным историческим условиям личность. У молодежи должны складываться внутренние побудительные мотивы к такому осознанию общественных целей, которое дает возможность сделать личной социально-политическую установку общества.
Проблема состоит в том, что, несмотря на значительные усилия, прилагаемые в средних и высших учебных заведениях, осмысление действительности порой запаздывает, и на первый план выходят субъективные психологические интересы, которые вместе с политической наивностью и незрелостью вызывают негативные социальные установки.
Важнейшим элементом развития политической культуры является осознание связи политики и нравственности. Социальная коррозия оказала самое негативное влияние на нравственные ценности. Неизбежным следствием этого процесса явился рост аполитичности. Что мы имеем в виду? Проблема гуманитаризации высшего образования видится лишь как необоснованные претензии гуманитарных кафедр на дополнительные часы учебной нагрузки, а не как основа для изменения стиля мышления. Вот где, как говорится, собака зарыта. И это при том что существующая и в определенном смысле необходимая дифференциация науки приводит к замыканию студентов на своей специализации, к нарушению связей в понимании проблем, связанных с будущей профессией в ее общественно значимом объеме. Кроме того, ценности, которые выделяются студентами в процессе осмысления действительности, очень часто демонстрируют их неспособность анализировать и объективно оценивать происходящие в обществе социально-экономические и политические изменения. Говорю это вполне осознанно, как человек, который вел спецкурс на гуманитарных факультетах вузов республики.
Решая задачу создания высшего образования, адекватно отражающего в своем содержании сущность глобальных проблем современности, необходимо рассматривать гуманитарное знание не как набор прописных истин, а как базу, дающую человеку понимание его взаимосвязей с миром. Гуманитарный цикл в системе высшей школы не должен развлекать или «гражданственно воспитывать», воздействуя на студентов как комплекс идеологических дисциплин. Он призван помогать молодым людям раскрывать их собственную личность, и тогда высшее образование будет принадлежностью не функциональных единиц, просто индивидуумов, а личностей, о чем так хорошо сказал известный русский философ Н.Бердяев в своих работах об этике. Это с одной стороны.
А с другой, все сказанное позволяет сделать вывод, что трансформация общественно-политической жизни в России и Дагестане не должна исключать осознания наших исторических корней, культурных традиций. Вот почему в условиях создания новой парадигмы общества необходимы изменение отношения к гуманитарному образованию, осознание важности формирования у молодежи политической культуры, которая воспитывает граждан, личностей, определяющих свое место в этом мире.
Важнейшей проблемой высшей школы является поиск методов и форм, которые позволяют готовить не только специалистов с определенным набором профессиональных знаний, но и людей, способных мыслить творчески и самостоятельно, адекватных современным историческим условиям. Особая роль здесь принадлежит университетам. Высшая школа в немалой степени может воспрепятствовать появлению таких социальных установок, которые негативно влияют на нравственные ценности, способствуют росту аполитичности, скептицизма, бездуховности.
Именно такую цель ставила группа ученых-обществоведов Дагестанского государственного университета во главе с доктором исторических наук С.И. Муртузалиевым, которая изучала современное состояние поликультурного образования в Дагестане, тенденции и перспективы выхода его из кризиса, анализировала сущность национального самосознания и менталитета студенческой молодежи. Одним из важных выводов, который был сделан исследователями, – это то, что у дагестанских народов, которые веками реализовывали принцип поликультурности в дружбе, согласии, взаимопомощи, считая это своим бесценным наследием, есть чему поучиться и миру. Дагестанские ученые выступили инициаторами проведения в Пятигорске международной конференции «Северный Кавказ: история, политология, поликультурное образование», выпуска сборника научных статей «Проблемы поликультурного образования».
Существенную роль в процессе формирования политической культуры играет преподавание политологии. Введение в вузах страны этой дисциплины вызвано необходимостью не только реформирования нашего общества, но и изменениями в мире. Политика и наука о ней (политология) неразрывно связаны с самыми глубокими основами человеческого существования. Как отмечал древнегреческий мыслитель Аристотель, политика коренится в самой природе человека как существа, «обреченного жить в коллективе, обществе и взаимодействовать с другими людьми». Не случайно он образно называл человека «политическим животным».
Итак, политология призвана помочь людям разобраться как в своих взаимоотношениях, так и во взаимоотношениях с государством, чтобы не стать объектом политических манипуляций. В ряде вузов республики образованы кафедры политологии, правда, сейчас они преобразованы в кафедры социогуманитарных дисциплин, читаются спецкурсы по проблемам формирования гражданского общества и правового государства в Дагестане. На этих лекциях докладчики должны донести до своих слушателей мысль о том, что формирование политической культуры у граждан является одним из важных условий успеха политических, социальных и экономических преобразований. А это так сегодня необходимо нашей республике.