X
09:27 08.08.2018

Как воспитать политически взвешенную личность

Эдуард Эмиров
Выпуск - 2018 № 216
18

Нам не нужны «чистые физики»! Так еще в советские времена говорил один из ректоров ДГУ. И в этом тезисе была своя правда, потому как нужны и лирики, и политики с философами. Правда еще и в том, что мы наблюдаем политизацию и идеологизацию всей общественной жизни. Одни назовут это промыванием мозгов, иные используют другой термин. Но все согласятся, что в основе политического образования лежит плюрализм мнений, без навязывания каких-либо идеологических стереотипов.

На мой взгляд, молодой человек не может быть погружен только в свою узкую и специфическую сферу и не интересоваться политикой. По нынешней Конституции, у нас декларируется множество идеологий взамен советской, поэтому молодежь может выбирать свою политическую ориентацию. Понятно, что студенческие годы – это время самоутверждения, в том числе посредством проб и ошибок молодого человека, но зато это будет его решение, его выбор.

Формирование у молодежи политической культуры – сложный процесс. Поскольку студент – формирующаяся личность, необходимо, чтобы весь профессорско-преподавательский корпус проявлял исключительную ответственность и объективность при разъяснении сути общественных явлений. Такой подход предполагает приоритетность общечеловеческих ценностей в оценке прошлого и настоящего, а изменение представлений о характере и критериях прогресса, наличие богатого опыта экономического и социального развития человечества открывают возможность поиска новых путей в осмыслении перспектив общественного развития.

Высшая школа в немалой степени может воспрепятствовать появлению таких социальных установок, которые негативно влияют на нравственные ценности, способствуют росту аполитичности, скептицизма, бездуховности

Социально-политическая ориентация вузовской молодежи является детерминантой ее политической активности. Осознание потребностей общества происходит во многом через формирование политического интереса. Это обусловлено не только тем, что в современных условиях обострились противоречия, связанные с дифференциацией общества, но и тем, что в полный голос заявила о себе ориентация на личность.

Сегодня как никогда велика общественная потребность в социально активной и политически взвешенной личности. Возможность политического самоутверждения молодого специалиста предполагает самоутверждение как человека, обладающего свободой суждений и действий. В этом контексте задача высшей школы состоит в том, чтобы по ее окончании общество получило наиболее адекватную современным историческим условиям личность. У молодежи должны складываться внутренние побудительные мотивы к такому осознанию общественных целей, которое дает возможность сделать личной социально-политическую установку общества.

Проблема состоит в том, что, несмотря на значительные усилия, прилагаемые в средних и высших учебных заведениях, осмысление действительности порой запаздывает, и на первый план выходят субъективные психологические интересы, которые вместе с политической наивностью и незрелостью вызывают негативные социальные установки.

Важнейшим элементом развития политической культуры является осознание связи политики и нравственности. Социальная коррозия оказала самое негативное влияние на нравственные ценности. Неизбежным следствием этого процесса явился рост аполитичности. Что мы имеем в виду? Проблема гуманитаризации высшего образования видится лишь как необоснованные претензии гуманитарных кафедр на дополнительные часы учебной нагрузки, а не как основа для изменения стиля мышления. Вот где, как говорится, собака зарыта. И это при том что существующая и в определенном смысле необходимая дифференциация науки приводит к замыканию студентов на своей специализации, к нарушению связей в понимании проблем, связанных с будущей профессией в ее общественно значимом объеме. Кроме того, ценности, которые выделяются студентами в процессе осмысления действительности, очень часто демонстрируют их неспособность анализировать и объективно оценивать происходящие в обществе социально-экономические и политические изменения. Говорю это вполне осознанно, как человек, который вел спецкурс на гуманитарных факультетах вузов республики.

Решая задачу создания высшего образования, адекватно отражающего в своем содержании сущность глобальных проблем современности, необходимо рассматривать гуманитарное знание не как набор прописных истин, а как базу, дающую человеку понимание его взаимосвязей с миром. Гуманитарный цикл в системе высшей школы не должен развлекать или «гражданственно воспитывать», воздействуя на студентов как комплекс идеологических дисциплин. Он призван помогать молодым людям раскрывать их собственную личность, и тогда высшее образование будет принадлежностью не функциональных единиц, просто индивидуумов, а личностей, о чем так хорошо сказал известный русский философ Н.Бердяев в своих работах об этике. Это с одной стороны.

А с другой, все сказанное позволяет сделать вывод, что трансформация общественно-политической жизни в России и Дагестане не должна исключать осознания наших исторических корней, культурных традиций. Вот почему в условиях создания новой парадигмы общества необходимы изменение отношения к гуманитарному образованию, осознание важности формирования у молодежи политической культуры, которая воспитывает граждан, личностей, определяющих свое место в этом мире.

Важнейшей проблемой высшей школы является поиск методов и форм, которые позволяют готовить не только специалистов с определенным набором профессиональных знаний, но и людей, способных мыслить творчески и самостоятельно, адекватных современным историческим условиям. Особая роль здесь принадлежит университетам. Высшая школа в немалой степени может воспрепятствовать появлению таких социальных установок, которые негативно влияют на нравственные ценности, способствуют росту аполитичности, скептицизма, бездуховности.

Именно такую цель ставила группа ученых-обществоведов Дагестанского государственного университета во главе с доктором исторических наук С.И. Муртузалиевым, которая изучала современное состояние поликультурного образования в Дагестане, тенденции и перспективы выхода его из кризиса, анализировала сущность национального самосознания и менталитета студенческой молодежи. Одним из важных выводов, который был сделан исследователями, – это то, что у дагестанских народов, которые веками реализовывали принцип поликультурности в дружбе, согласии, взаимопомощи, считая это своим бесценным наследием, есть чему поучиться и миру. Дагестанские ученые выступили инициаторами проведения в Пятигорске международной конференции «Северный Кавказ: история, политология, поликультурное образование», выпуска сборника научных статей «Проблемы поликультурного образования».

Существенную роль в процессе формирования политической культуры играет преподавание политологии. Введение в вузах страны этой дисциплины вызвано необходимостью не только реформирования нашего общества, но и изменениями в мире. Политика и наука о ней (политология) неразрывно связаны с самыми глубокими основами человеческого существования. Как отмечал древнегреческий мыслитель Аристотель, политика коренится в самой природе человека как существа, «обреченного жить в коллективе, обществе и взаимодействовать с другими людьми». Не случайно он образно называл человека «политическим животным».

Итак, политология призвана помочь людям разобраться как в своих взаимоотношениях, так и во взаимоотношениях с государством, чтобы не стать объектом политических манипуляций. В ряде вузов республики образованы кафедры политологии, правда, сейчас они преобразованы в кафедры социогуманитарных дисциплин, читаются спецкурсы по проблемам формирования гражданского общества и правового государства в Дагестане. На этих лекциях докладчики должны донести до своих слушателей мысль о том, что формирование политической культуры у граждан является одним из важных условий успеха политических, социальных и экономических преобразований. А это так сегодня необходимо нашей республике.

Статьи из «Общество»

Мир меняется. А мы?

2
В условиях стремительно меняющегося мира и технологического прогресса наряду с развитием...

Своеобразный Дагестан

8
Развитие дагестанского общества с древнейших времен протекало в связи с цивилизациями Кавказа, Передней Азии, России, оказавшими непосредственное влияние на ход...

«Идти от запросов людей…»

1
О важности реализации в нашей стране нацпроектов свидетельствуют итоги их реализации:...

Сады вместо свалок

6
Дагестан обладает богатыми природными ресурсами – это ни для кого не секрет. Как и то, что...

Было на кого равняться

11
Профессия журналиста хороша тем, что дарит встречи с интересными, неординарными людьми, у...

От связиста до прокурора

27
День вероломного нападения гитлеровской Германии на нашу страну Магомед Халитов (на снимке)...

Они не пропали без вести

65
Командир ТОКСа Магомед Нурасулмагомедов принёс в редакцию «Дагестанской правды» письмо из...

Сильные духом

20
В предстоящее воскресенье, 15 декабря, отмечается День памяти журналистов, погибших при...

Учитель пения

7
Перед каждым учебным годом, составляя расписание уроков, директор сельской школы...