X
10:02 17.07.2020

Как завещали прабабушки

Испечь хлеб для всех односельчан… Думаете недостижимая задача? Только не для женщин села Корода Гунибского района. По сей день в этом древнем ауле существуют общественные пекарни и традиции, уходящие корнями глубоко в древность. Согласно этим традициям кородинки регулярно (особенно в дни больших праздников) собираются, чтобы разжечь огонь в традиционных корах и испечь хлеб на всё село. О том, как в век глобализации и постепенной утраты традиционной культуры удается сохранить древний обычай, узнаем у местных жительниц.

Тесту положен отдых

… Воздух наполняется запахом горящих дров и будоражащим аппетит ароматом свежеиспеченного хлеба. Того самого, попробовав который ни о какой другой еде думать не захочешь. Этот хлеб в сочетании со свежим сыром рождает во рту вкус, удовольствие от которого не сравнится ни с чем.

Общественные печи, в которых печется чудо-хлеб, по-другому коры, – это тоже своего рода часть истории аула Корода. Осталось здесь их немного, всего три. В тех кварталах, где они сохранились, раз в неделю, а точнее, каждый четверг печется хлеб на всю округу.

В предпраздничные дни – перед Ураза-байрам или Курбан-байрам – у печей собираются несколько десятков женщин и пекут хлеб в каждый дом. В такие дни в один раз может быть использовано 20-30 ведер теста. Для сравнения: в обычные четверговые дни хлеба печется меньше, на один квартал. Уходит в среднем 5-8 ведер теста.

Тесто готовится заранее, еще в среду. Кородинские хозяюшки уверяют, что с момента приготовления оно должно отдохнуть сутки.

В основном в хлебные дни они пекут так называемый бецараб чед – в переводе «хлеб на опаре». Не без гордости отмечают, что такой хлеб испокон веков готовится только у них.

Тесто для него замешивается из муки двух видов – пшеничной и кукурузной (в соотношении два к одному). Немного соды или дрожжей, соли и сахара, ну и вода. И тесто готово. Бецараб чед, как заверяют кородинцы, может храниться неделю, и ничего с ним не произойдет.

– Раньше, когда люди помногу работали в полях, это было очень удобно. Заранее приготовленный хлеб, который долго не теряет своих вкусовых качеств, очень экономил время хозяек, – рассказывает местный краевед Мурад Багилов.

В подарок односельчанам

Одна из сохранившихся на сегодня в Короде обещесельских печей находится рядом с домом местного жителя Расула Гаджиева. Ее для нужд села построила в 1967 году бабушка Расула Хадижат, желавшая оставить после себя что-то полезное для односельчан.

Конусообразное строение из горного камня устроено так, чтобы дым быстро уходил наружу и постоянно циркулировал свежий воздух. В помещении, большую часть которого занимает кор, совсем немного рабочего пространства. Две женщины могут тут работать более или менее свободно, третьей места будет совсем мало. Поэтому женщины по очереди заходят внутрь. В дни больших приготовлений они все время сменяют друг друга.

– Когда бабушка затеяла стройку этой пекарни, я ходил в школу, – рассказывает Расул. – Как только печь заработала, все из округи приходили к нам. Сегодня продолжают ходить и пекут в коре хлеб, но не так массово. Помню, как мы, дети, тут ошивались, ожидая свежего хлеба. Бывало, пришедшие женщины давали кусочек сахара. Настоящим счастьем было получить конфетку.

Семья Расула много лет назад переехала в Махачкалу. Сам он тоже долго жил и работал в городе, а потом ему все надоело, и он решил вернуться в родное село. Живет один, ведет хозяйство и потихоньку восстанавливает дом предков. В минуты, когда двор наполняется шумом и веселыми разговорами хозяюшек, пришедших к кору, он понимает, какой же все-таки хороший подарок оставила в наследство сельчанам бабушка.

Хабары у печки

Чаще остальных печь хлеб сюда приходят Шумайсат Хайбулаева и Патимат Абдулаева.

Несмотря на то, что хлеб можно купить в местном магазине или без лишних хлопот приготовить у себя дома в электрической духовке, кородинки древней традиции стараются не изменять. Взяв ведра с тестом, собранный и высушенный заранее хворост, раз в неделю они обязательно готовят и раздают хлеб.

– Так делали наши мамы и тети, и мы тоже с малых лет начали ходить с ними, – рассказывает Патимат. – Вначале были помощницами, постепенно учились сами замешивать тесто, раскатывать его, потом готовили все самостоятельно. Помню, когда я была школьницей, пекла хлеб в общеквартальной печи, пока мама вернется с работы. С тех пор по привычке пеку хлеб на дровах.

Статьи из «Общество»

Бермудский треугольник на Редукторном поселке

3
К сожалению, для многих жителей города...

Коррупция – это коррозия общества

5
Коррупция, коррозия, крах, разложение, растление... Слова-то какие страшные и некрасивые, и не нужно быть большим специалистом в...

Их имена забывать нельзя

3
Каспийск – мой родной город. Здесь я родился, учился, состоялся как личность… И куда бы...

Он многое успел…

5
Вот уже много лет в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отмечается Всемирный день...

Керосин для колорадского жука

11
Соединенные Штаты начиная с 1945 года, то есть после окончания Второй мировой войны, спровоцировали 201 (двести один!) вооруженный конфликт в 153- х регионах земного...

«Воевали мы не за награды»

16
Магомеду Мусаеву из селения Мехельта Гумбетовского района в 1947 году исполнилось 18 лет....

Посвятившая жизнь детям

120
Айшат Гамзаева (на снимке) руководит общественной организацией «Жизнь без слез». Все, кто ее...

Не уходи, тюлень!

12
… Девяностые годы прошлого века. «Дагестанская правда» основательно взялась за защиту...

Обнимайте своих мам, пока они рядом…

169
День матери. Самый главный праздник человечества....

Сильные духом

480
В День матери нельзя не рассказать о женщинах, которые уже никогда не услышат слов...