Калитка – портал в прошлое
Скрипит старая калитка, и кажется мне, что открывается она с большой неохотой. За ней скудный солнечный свет освещает забытый двор, в конце его добротный амбар, сделанный на века, как и многое в этом неизвестном хозяйстве.
Чувствуется, здесь памятны времена, когда щекастые мешки с зерном высились здесь до самого потолка. Бревенчатые стены увешаны хозяйственными инструментами: серпами, зубастыми пилами, хищными граблями, тяжёлыми молотками, острыми вилами. Тут же пылятся дырявые калоши, ржавый таз валяется в углу.
А там, снаружи, вокруг дома во все стороны богатырского размаха горы, покрытые облаками, как куполом. И серая, заросшая по краям высоченной травой дорога ведет к другим домам, где с запертыми, а где и с открытыми дверями, но всегда и везде деревянными.
Искусство художественной обработки дерева испокон веков было связано с повседневной жизнью людей и имело прежде всего практическое назначение. Резьбой украшали интерьеры и фасады домов. Обнаруженная археологами близ селения Кафыркумух Буйнакского района в могильнике второй половины II тысячелетия до н. э. передняя стенка деревянного ларца с прекрасно сохранившейся богатой резьбой свидетельствует о высоком развитии искусства художественной обработки дерева в Дагестане уже в эпоху бронзы. В равнинном Дагестане найден и второй памятник, относящийся к этой эпохе, — точеный деревянный сосуд. Он был обнаружен в курганном могильнике II тысячелетия до н. э. у селения Чиркей Буйнакского района.
Ученый П.М.Демиров в монографии, посвященной одному из древнейших видов народно-декоративного искусства — художественной резьбе по дереву, рассказывает, что даже единичные памятники деревянной резьбы, дошедшие до нас от эпохи бронзы, имеют уже развитой орнамент. Со временем наскальные и настенные рисунки, имевшие культовое значение (спирали, кресты, свастические знаки, лабиринт), перемещаются на деревянные предметы интерьера, фасады жилищ, надгробные стелы. При этом, с одной стороны, утрачивается первоначальный смысл фигур, порожденных народным мифотворчеством, с другой — развиваются их чисто эстетические свойства, т. е. повторяется обычный путь развития любого орнамента.
Древнейшим типом орнамента в дагестанском резном дереве, безусловно, является геометрический узор. Наскальные изображения, резное дерево, керамика эпохи бронзы и ювелирные изделия эпохи железа подтверждают, что более или менее сложные геометрические фигуры зародились на основе простейших фигур благодаря специфике различных видов декоративного искусства.
В XI-XII вв. в Дагестане происходит постепенный переход от непрофессионального народного искусства резьбы по дереву к профессиональному. Памятники того переходного периода своим декором воплощают стремление к выразительной пластике, богатой технике резьбы, пышному орнаменту, характерному для монументального искусства соседних стран (христианских Грузии, Армении, мусульманского Ширвана).
В памятниках, сохранившихся в аулах Тама и Шири, в декоре сравнительно больше выражены архаические черты. Но особенности их пластики вполне соответствуют современному им общедагестанскому стилю. Например, мотивы на калакорейшских дверях повторяют черты, характерные для архитектурного декора и, в частности, орнамента резного штука, который в свою очередь почти без изменений воспроизводит стиль искусства стран Передней и Средней Азии. Именно в XI-XII вв. в орнаменте формирующейся профессиональной резьбы по дереву разрабатываются ленточный мотив с растительными побегами, «точечная линия» и ряд других мотивов, характерных для средневекового, так называемого «городского искусства».
Сохранившиеся в мечетях, домах и музеях произведения дагестанских резчиков по дереву (столбы, резные двери, окна, лари, посуда) воплотили в себе лучшие традиции народного художественного ремесла. Форма и орнамент связаны с древнейшими дохристианскими традициями и с памятниками христианского и мусульманского периодов средневековья.
… Эти деревянные калитки и двери — портал в прошлое. Наше историческое прошлое. По узорам на них и на столбах во дворе можно узнать, как развивалось искусство резьбы по дереву в Дагестане с древнейших веков и до нового времени.