X
09:46 03.12.2021

Каменные аксакалы

Дагестанские башни – старожилы гор. Они аксакалы. Молчаливые свидетели историй прошлых и нынешний дней. И каждый раз, проезжая мимо, оборачиваешься, как будто за спиной осталась не каменная башня, а родной человек.

Ицари

«Меж тем я уже перевалил амузгинские горы, урагинские холмы и к полудню стал приближаться к аулу Ицари, очутившись в Долине женихов – чудесной высокогорной долине со множеством родников», – так описывал знакомство с селением любимый многими писатель Ахмедхан Абу-Бакар.

Ицари ещё одно древнее село, обязательное для посещения в Дахадаевском районе. Тут люди жили всегда, даже более 2500 лет назад, хотя сегодня в это сложно поверить. И совсем не верится, что когда-то в Ицари мужчина, к несчастью встретившийся с толпой женщин и девушек, становился их жертвой: его обезоруживали, принуждали танцевать, прыгать и исполнять все их прихоти. Достаточно натешившись, они отпускали свою жертву, громко хохоча вслед. Это происходило обычно в тех случаях, когда женщины выходили из аула для сбора мха и травы для набивки подушек.

Известность старинному аулу принесла башня, построенная в XIV веке. Этот исторический памятник, возвышающийся над селом, находится под охраной ЮНЕСКО. Местные жители возвели башню на окраине села, чтобы защититься от набегов иноземных захватчиков и соседних племён, которые сжигали посевы и угоняли скот. Раньше башня была восьмиэтажной, но со временем стала разрушаться. К началу 1990-х годов осталось только три этажа, и аульчане решили её отреставрировать.

Учёные отмечают, что в Ицари было много переписчиков арабских книг, и оно являлось одним из центров распространения ислама в Дагестане. На стенах крепости сохранилась куфическая надпись, датируемая XI веком: «О Господь наш, избави нас и всех верующих от злобы шайтана и несправедливости султана! Поистине, нет божества, кроме Аллаха».

Башни Гоора

Среди популярных туристических мест село Гоор, что в Шамильском районе. Люди приезжают сюда за видами, рассказами и башнями.

Село возникло в XV–XVI вв., к тому времени, когда люди в оборонительных целях селились в труднодоступных горных районах. Расположилось оно на самом краю пропасти и здесь сохранились три боевые башни. Раньше они соединялись стенами и составляли единую оборонительную линию первоначального ядра села. Рассказывают, что башни соединялись подземными ходами, а когда оно увеличилось до нескольких сотен дворов, башни оказались внутри села.

Как говорится на сайте Агентства по охране культурного наследия РД:

«Кроме прямого назначения, башни служили местом, где укрывались от кровной мести. По одной версии название «Гоор» переводится с аварского как селение многих башен. По другой версии – ветреное место».

Первая башня расположена над дорогой, ведущей в селение с востока и высота её около 7 метров, толщина стен 45 сантиметров. Вторая башня находится над пропастью и возвышается на 10 метров и стены её в два раза толще. К ней примыкают развалины пристроенного позднее жилого дома и вход в башню шёл из этого дома. Но сейчас сюда не войти, вход завален.

Единственный сохранившийся проём – оконный – на западном фасаде башни почти целиком заложен камнями. Третья оборонительная башня высотой около 16 метров и метровой толщиной стен. «Следы очага на восточном фасаде свидетельствуют о том, что к башне примыкал жилой дом. Со всех четырёх сторон на фасадах оконные проёмы, большинство с обвалившимися обрамлениями. Но несколько окон сохранилось в первоначальном виде… В интерьере сохранились следы деревянных междуэтажных перекрытий. В оставшейся части башни насчитывается пять этажей».

Гимринская башня

Первая башня за самым длинным тоннелем в стране называется Гимринской. О ней говорят со времён Кавказской войны. О ней писал и Шапи Казиев в книге «Имам Шамиль».

«Гази-Магомед и Шамиль с немногими уцелевшими мюридами решили защищаться до последней возможности и засели в башне, построенной после хунзахской битвы. Именно у неё Гази-Магомед предсказал свою гибель.

Войска Розена обстреливали башню со всех сторон, а смельчаки взобрались на крышу, пробили в ней дыры и бросали внутрь горящие фитили, пытаясь выкурить мюридов. Горцы отстреливались, пока их оружие не пришло в негодность. Вельяминов велел подтащить пушки прямо к башне и расстреливать её в упор. Эта последняя битва Гази-Магомеда подробно описана у аль-Карахи.

Когда двери были разбиты, Гази-Магомед засучил рукава, подоткнул за пояс полы черкески и улыбнулся, потрясая саблей: «Кажется, сила не изменила ещё молодцу. Встретимся перед судом Всевышнего!» Имам окинул друзей прощальным взглядом и бросился из башни на осаждавших. Увидев, как частокол штыков пронзил имама, Шамиль воскликнул: «Райские гурии посещают мучеников раньше, чем их покидают души. Возможно, они уже ожидают нас вместе с нашим имамом!» Шамиль изготовился к прыжку, но прежде выбросил из башни седло. В суматохе солдаты начали стрелять по нему и колоть штыками. Тогда Шамиль разбежался и выскочил из башни с такой нечеловеческой силой, что оказался позади кольца солдат. Сверху бросали тяжёлые камни, которые разбили Шамилю плечо и сломали несколько рёбер, но он сумел зарубить оказавшегося на пути солдата и бросился бежать. Стоявшие вдоль ущелья солдаты не стреляли, потрясённые такой дерзостью и опасаясь попасть в своих. Один всё же вскинул ружьё, но Шамиль увернулся от пули. Тогда другой сделал выпад и всадил штык в грудь Шамиля. Казалось, всё было кончено. Но Шамиль схватился за штык, притянул к себе солдата и свалил его ударом сабли. Затем вырвал штык из груди и вновь побежал. Вслед затрещали запоздалые выстрелы, а на пути его встал офицер. Шамиль выбил шашку из его рук. Офицер стал защищаться буркой, но Шамиль изловчился и проткнул противника саблей. Потом Шамиль пробежал ещё немного, но силы стали покидать его. Услышав приближающиеся шаги, он обернулся, чтобы нанести последний удар. Но оказалось, что Шамиля догонял юный гимринский муэдзин, который выпрыгнул из башни вслед за ним и остался невредимым, так как осаждавшие были отвлечены Шамилём. Юноша подставил обессилевшему Шамилю плечо, они сделали несколько шагов и бросились в пропасть…».

Статьи из «Страна гор»