X

Кавказ и ПДД: история долгой неприязни

Мария Гафурова
Выпуск - 2018 №№ 183-184
91

Как только я сажусь в машину, первое, что делаю, тянусь рукой за ремнем безопасности. Это действие заложено у меня на уровне условного рефлекса. Раньше пристегивали родители, позднее, как только выросла, приучили к тому, чтобы я делала это самостоятельно. А потому, в какой бы машине я ни была, где бы ни сидела и как бы сильно ни были затонированы стекла, тянусь за ремнем безопасности.

Я вообще привыкла к безопасности на дороге. И не боюсь, что меня выбросит из машины в случае какой-то опасной ситуации – меня будет крепко держать ремень. Могу спокойно пройти по нерегулируемому пешеходному переходу, потому что знаю – все машины остановятся. Но вот уже две недели это прекрасное чувство безопасности отсутствует. Я приехала на практику в Махачкалу, и теперь рука, тянущаяся за ремнем, постоянно захватывает пустоту.

Во многих машинах в Дагестане ремни безопасности на задних сиденьях либо спрятаны, либо же у них отсутствуют «замки» – их прячут под сиденьем. То есть ремень есть, но застегнуть его нельзя. Водитель пристегнут, а вот пассажира при резком повороте может легко отбросить в другой конец салона. Я уже оказывалась в такой ситуации. К счастью, это была не авария.

В Интернете можно найти множество роликов тестирований системы безопасности в машине, в частности, как непристегнутый манекен при сильном столкновении выкидывает через лобовое стекло. Можно сказать, что шансы оказаться на асфальте или свернуть шею у пассажиров и водителей в Дагестане очень велики.

– Раньше не было никакого контроля, не следили за тем, пристегиваются люди или нет. Сейчас, после того, как начали штрафовать, хотя бы водители стали пристегиваться, – заметила моя родственница, когда я поделилась с ней своими соображениями. – Это непростительная безответственность! У нас есть и ремни на задних сиденьях, и детские кресла, потому что мы заботимся о безопасности своих детей.

Сейчас правила ужесточились. По данным ГИБДД Дагестана, с начала года составлено более 340 тыс. протоколов за непристегнутый ремень. Сумма штрафа – 1000 рублей, как с водителя, так и с пассажиров. Но вот если о себе владельцы машин еще помнят, то о своих попутчиках на заднем сиденье зачастую забывают.

– Большая часть водителей уже пристегивается. Тех, кого выявляем, штрафуем. В следующий раз они уже пользуются ремнем безопасности, – заметил временно исполняющий обязанности начальника отдела информации и общественных связей МВД по РД Руслан Ибрагимгаджиев.

Как сообщили в пресс-службе МВД, они не ведут статистики по факту гибели пассажиров или водителей из-за непристегнутого ремня. На мой взгляд, это весьма печально: люди лучше понимают опасность, когда им показывают точные данные.

– Точного ответа мы не можем дать. К сожалению, мы не в состоянии вернуться назад и лично пристегнуть человека. Но существует научно доказанный факт, что в ста ДТП около 80% людей остаются живыми при пристегнутых ремнях безопасности, – отметил Руслан Ибрагимгаджиев.

Другая, на мой взгляд, немаловажная проблема у нас – это безопасность пешеходов. Когда я ехала из аэропорта, мой брат пошутил: «Дагестан – единственная республика, где пешеход на пешеходном переходе благодарит за то, что его пропустили». Когда я осторожно поинтересовалась, что будет, если я не дождусь, пока все машины остановятся, он уже серьезно ответил: «Тебя собьют».

И это действительно проблема. Водители часто не пропускают пешеходов на «зебре». Особенно опасно это на широких улицах, таких как проспекты Петра Первого, имама Шамиля, Гамидова. Машины проносятся, даже не снизив скорость, или же начинают движение сразу же, едва пешеход пройдет мимо них. Как сообщили в ГИБДД, только с начала этого года совершено 200 наездов на пешеходов, 35 из них – с летальным исходом. Причем, как отметили в пресс-службе МВД, необязательно это происходит на пешеходных переходах. Всего на водителей, не пропустивших людей на пешеходном переходе, было составлено 989 протоколов.

Впрочем, пешеходы тоже зачастую не соблюдают правила дорожного движения. Даже чаще, чем водители. Я часто вижу, как люди не хотят пройти 50-100 метров до ближайшего пешеходного перехода и спешат перебежать оживленную улицу в неположенном месте. Получается взаимное неуважение. Пешеходы плюют на водителей, водители – на пешеходов. Вот только 200 наездов никто уже отменить не сможет.

И я не скажу, что это проблема только Дагестана. Наезды совершаются повсеместно: у нас, на Урале, в Центральной России, на Дальнем Востоке. Потому что это неуважение — повсеместное. Как и человеческая лень и странные представления о комфорте. Сто метров до светофора не так уж и много. Да и жесткий ремень безопасности гораздо лучше, чем больничная койка или свидетельство о смерти. Но, видимо, пока не введут строгий контроль, об этом никто даже не задумается. У нас на Урале ввели, и это дало весьма существенные результаты.

Статьи из «Безопасность дорожного движения»

Дороги – показатель качества жизни

26
Эх, дороги! – с горечью и безнадёгой восклицали в...

Аварийность не снижается

9
На автодорогах республики за первые шесть месяцев 2024 года зафиксировано 773 ДТП, в которых...

Цена безрассудства – человеческая жизнь

20
Один мой знакомый, пополнивший с недавних пор...

Безопасность детей – забота взрослых

4
В дорожной ситуации встречаются двое: водитель, т.е....

Не слишком ли высока цена?

22
В выходные ездил в горы. Впечатления не очень – лучше бы остался дома. И дело не в погоде (хотя...

Зона повышенной опасности

12
Железная дорога для всех, а для детей особенно, является зоной повышенной опасности. Но, как...

Смерть под прикрытием

55
Дагестан продолжает потрясать количеством дорожно-транспортных происшествий на дорогах...

Автотюнинг по-дагестански

47
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Отложим гаджеты!

125
Коллега жалуется: на наших дорогах стало слишком много комплексов фото- и видеофиксации...

Камеры работают. А мозги?

71
Пора «переобувать» машину – весна на дворе. Интересно, почём сейчас новый летний комплект резины на мою «ласточку»? Но покупка шин и прочих комплектующих –...

Античеловеческий фактор

26
К сожалению, количество ДТП со смертельным исходом не сокращается. За последнюю декаду...