X
06:09 31.07.2008

«Кавказцы в войнах России»: Взгляд изнутри

«Кавказцы в войнах России». Об этом документальном проекте компании НТВ мы узнали буквально накануне его премьерного показа. Казалось, нет ничего необычного: у телеканала много талантливых, неординарных работ, да и тема в общем-то не нова. Интерес пробудил тот факт, что идейный вдохновитель и автор четырех исторических фильмов, посвященных теме Кавказа с охватом последних двух веков, - наш земляк, руководитель Северо-Кавказского бюро НТВ Руслан Гусаров. …По-домашнему, в тапочках и с кофе встретил нас в своей махачкалинской «штаб-квартире» директор и корреспондент в одном лице. Мы привыкли слышать имя Руслана Гусарова, ведущего, в основном, репортажи из «горячих точек». Это то, что сразу всплывает в памяти. А тут сценарист, фильмы… Впрочем, все закономерно. За годы работы в журналистике возникли определенные вопросы, а также непреодолимое желание ответить на них и поведать об этом другим.

— Руслан, интрига состоялась. Необычное и неизвестное уже манит… И все-таки прежде, чем увидеть собственными глазами ваши фильмы, хотелось бы услышать, чья это идея и почему именно сейчас?

— Как минимум за те десять лет, что я на НТВ, мне всегда хотелось рассказать российским зрителям о нечто большем, чем зловещие теракты, ЧП, происшествия на Кавказе… Хотелось рассказывать о том, что, как правило, остается за кадром теленовостей — о необычных людях, сильных духом и телом, об удивительных традициях и обычаях. Может быть, не всегда понятных, но красивых, добрых и полезных. О непростой, но зачастую весьма поучительной истории этого края, его народов, взаимоотношениях внутри кавказских обществ и с соседним миром. К сожалению, в рамках теленовостей это делать очень непросто – формат программы обоснованно диктует приоритет СОБЫТИЯ и лаконичности.

— В противовес насаждаемому в последние десятилетия после развала СССР мифу о «многовековом противостоянии и борьбе» Кавказа и России вы пытаетесь разрушить существующий стереотип о кавказцах, откуда такая идея?

— Да не то что – разрушить. Просто акцентированно показать:  такое мнение, друзья, это СТЕРЕОТИП! И это слово лучше говорит за себя – ведь стереотип это упрощенный, застывший, окаменелый образ. Я уже не говорю о его идеологическом наполнении со знаком минус. 

Кроме того, как кавказцу, гражданину России и просто человеку мне претит оскорбление и унижение человеческого достоинства, от кого бы оно ни исходило – от отдельной личности или от толпы. На протяжении последних 17 лет я наблюдал, как в России и на ее окраинах все увереннее набирают силу шовинистические настроения. Сколько русских покинуло Кавказ – кто под реальным давлением подонков и бандитов, а кто просто из-за негативного социального и националистического фона. А сколько кавказцев пострадало в российской глубинке только потому, что у них не те фамилии и не те внешности?

Помню, в 1996 году в Москве на Красной площади меня с компанией махачкалинских друзей остановили милиционеры. Долго сурово и угрюмо проверяли документы, а потом еще дольше допытывались, что это мы, иностранцы, здесь делаем. Шпионим что ли? Я сказал, что мы из Дагестана, а он сердито говорит: «Я и так вижу, что вы из Дагестана. Потому и спрашиваю, что это вы тут арабы, азиаты, Афганистан, Киргизстан, Пакистан делаете. Опять с нами воевать хотите?». 

Вот для этого милиционера, а также для всех, кто думает, что Дагестан это не Россия, что Кавказ и Россия — это вечные враги, «и так было, есть и будет», и сделан наш фильм. А еще – ради исторической справедливости. И мира.

— Не пришлось ли подгонять факты под идею?

— Скорее, наоборот. Сама идея, с точки зрения единства содержания и формы, родилась после того, как жизнь стала подбрасывать столько интересной, самодостаточной и яркой фактуры, что оставалось только все это переварить и придумать подходы, решения, чтобы все это реализовать. С одной стороны, я наблюдал за тем, что происходит на Кавказе сегодня, часто сам становился свидетелем, а то и участником многих событий. С другой увиденное и пережитое порождало много вопросов, а вслед за ними много дискуссий, жарких споров, исследований и поисков. Так и появились перед глазами известные и малоизвестные факты российско-кавказских отношений, событий прошлых лет, ярчайшие образы и великие поступки великих и простых людей. И в какой-то момент я понял, что не надо ничего придумывать, не надо кричать, «бить себя пяткой в грудь», чтобы доказать, что кавказцы такие же хорошие люди со своими недостатками, как и остальные народы России. Что у нас есть общая история, и она, мягко говоря, далеко не всегда такая кровожадная, беспринципная и мрачная, какой мы привыкли ее воспринимать сегодня. Многое просто миф, как, к примеру, миф о вечном противостоянии горцев Кавказа и русских, который очень любят эксплуатировать националисты различных мастей. Во-первых, противостояние противостоянию рознь. И невозможно воевать каждый день 400 лет. Стычки — да, столкновения, засады, нападения, ограбления, бандитизм, абречество, спецоперации… И в то же время строительство на Кавказе новых городов, поселков, дорог, расширение торговых связей, развитие экономики, образования, вовлечение в российскую общественную жизнь элиты горских народов, а вслед за нею и других слоев общества, открытие талантов, представление их всему миру… Разве это ВОЙНА в привычном понимании слова?

И что еще очень важно – воевали с Россией далеко не все народы Кавказа, а среди воевавших народов далеко не все его представители. У великого имама Шамиля внутри его теократического государства были огромные проблемы, связанные с его политикой противостояния России. Не все поддерживали имама, многие выступали против него, искали единения с Россией и выхода в остальной мир, в общем, искали прогресса и развития. И не потому, что боялись России или заискивали перед нею.

Это были такие же смелые и мужественные горцы, как и сам Шамиль и его мюриды. Просто они ДУМАЛИ иначе. И таких людей было много. Очень много. И сегодня их на Кавказе большинство. И это нормально. А у нас в сознании какой-то нездоровый крен в сторону вечной борьбы друг с другом. Во второй половине девяностых, на фоне какого-то массового психоза мне показалось, что кроме последних 200-250 лет у Дагестана вообще не было никакой истории. И вот это уже ненормально.

— Руслан, как проходила работа над фильмом? Какой материал был использован?

— Финансирование, конечно же, проводилось телекомпанией. Вместе с коллегами из ассоциации «Наше кино», на счету которой, к примеру, цикл «Кремлевские дети», мы снимали все четыре серии сами с использованием хроники, там, где это было нужно. Был задействован полный цикл производства документального кино на серьезном уровне. Вместе с нами работала очень опытная съемочная бригада: режиссер Сергей Кисляков и оператор Павел Ефимов. Ребята, кстати, были в восторге от нашей природы и людей. В основе труды ученых, наши эксклюзивные интервью и съемки, картины, рисунки. И в каждом фильме мы реконструировали события в несколько вольном, ассоциативном исполнении. Проблемы были с первой серией – «Джигиты императора», рассказывающей о Кавказском горском эскадроне в составе личного конвоя царей. 19 век. Хроники нет. Но наш режиссер Сергей Кисляков нашел интересный выход – при помощи компьютерной графики он раскрашивал фотографии тех времен, каждого героя, представляете… В итоге, получилось занимательно. Впрочем, это дело вкуса.

А вот в третьем фильме – «Приговоренные» — о судьбе репрессированных народов Кавказа — мы использовали уникальные кадры немецкой кинохроники и фрагменты цветного фашистского пропагандистского фильма, снятого ими на Кавказе, но так и не показанного нигде.

— В процессе съемок были задействованы актеры?

— В общем-то нет. Нам помогали люди — энтузиасты. Надо сказать, что все они очень охотно шли на контакт, спасибо огромное за это.

— Выходит, что о бюджете и расходах на актеров не стоит и спрашивать?

— Вы знаете, бюджет фильмов немаленький, ведь нам пришлось со всей своей техникой объездить практически весь Северный Кавказ — Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия! И потом видеопроизводство, в некоторых случаях гонорары. Но в основном люди работали за идею.

— В нашей республике вам оказывали поддержку?

— Моральную да. Поддерживали нашу идею. Многие отрывались от работы, встречались с нами, рассказывали. Среди героев были и ученые, и политические деятели. Но, к сожалению, не все вошли в фильм. Отдельно поблагодарить за помощь хочется историка из Хунзаха Алибека Казанбиева.

— Расскажите о наиболее запомнившихся эпизодах во время работы над циклом.

— Запоминающихся и просто интересных эпизодов было предостаточно. Снимая четыре 44 минутных фильма, мы отсняли 50 часовых кассет. Масса встреч, впечатлений…

Но, уверен, что, так же, как и я, большинство тех, кто участвовал в съемках, наверняка запомнили работу в Пятигорске. Там мы снимали «натуру» и постановочные кадры всадников-джигитов для «Джигитов императора» и «Дикой дивизии». Август 2006 года. Страшная жара. 40-45 градусов. В соседней Карачаево-Черкесии установлен рекорд температуры – что-то под 50. Яйца варят в песке. А мы днем в самое пекло снимаем в поле кавалерию! Это просто ужас и чудо одновременно! Мы сумели собрать воедино аж 20 лошадей, которых привезли на скачки на местный ипподром. И каких лошадей! Арабские и английские скакуны, ахалтекинцы! А на них лучшие наездники Кавказа, в том числе и русские ребята, которых попросили не бриться и одеть черкески, папахи и бурки, взятые нами напрокат в театрах Махачкалы и Нальчика. 

И вот вся эта рать, обливаясь потом, с муляжами ружей и карабинов и криками «Аллах Акбар» в крайне возбужденном состоянии движется с ипподрома через казацкую станицу. Господи! Хорошо, что заранее договорились с местным казачеством о сопровождении! Но некоторые были все-таки напуганы.

А потом казаки неожиданно отказались давать на съемки свои карабины, хотя предварительно дали согласие. Поначалу косо смотрели на гарцующих джигитов. Пришлось казакам долго разъяснять происходящее, для чего мы это все затеяли, в чем смысл проекта. В итоге казаки оттаяли, дали-таки нашим всадникам-горцам винтовки. Но сначала сняли затворы. В любом случае, спасибо казакам и их начальнику Руслану! Хорошие мужики! И наездникам, конечно, большое спасибо! В такую сумасшедшую жару, можно сказать, подвиг совершили!

— Теперь коротко о самих сериях. 

1–я серия — «Джигиты императора» посвящена Кавказскому горскому эскадрону в личном Конвое двух русских царей – Николая Первого и Александра Второго. В самое тяжелое время Кавказской войны оба царя доверяли свои жизни и безопасность семей не только верным казакам, но и горцам Кавказа – в большинстве своем мусульманам, сородичам тех, с кем русская армия так яростно сражалась в горах и на равнинах на юге империи. Во многом смелый и хитроумный шаг царей был оправдан лишь одним: горцы должны почувствовать себя гражданами великой страны и принести эту мысль другим кавказцам. Ради этого стоило рисковать.

2-я серия — «Дикая дивизия». Рассказывает об уникальном и неповторимом подразделении русской армии в годы Первой мировой войны – Добровольной Кавказской туземной конной дивизии, состоявшей главным образом из мусульман. Ну, просто потряс ее состав: командир – родной брат царя, командиры бригад, полков и эскадронов и даже рядовые воины – отставные офицеры русской армии, графы, бароны, князья, поэты, журналисты, амнистированные кавказские абреки, потомок Наполеона, дети Льва Толстого, и, наконец, персидский принц Фазулла Каджар. И еще в «Дикой дивизии» служил добровольцем аварский поэт Махмуд из Кахаб-Росо (к сожалению, эпизод с ним в фильм просто не влез). За все четыре года Первой мировой войны в дивизии не было ни одного дезертира!

Всех их вместе с рядовыми «всадниками в мохнатых шапках» объединяет одно — воинская доблесть во славу Родины и отличающаяся от других необычная форма – черкески, папахи и бурки…

3-я серия — «Приговоренные».

Это рассказ о четырех репрессированных в годы Великой Отечественной войны народах Кавказа – чеченцах, ингушах, балкарцах и карачаевцах. Так же, как и другие народы Советского Союза, они доблестно сражались на фронтах, погибали, но не сдавали позиции, спасали товарищей и освобождали страну и мир от коричневой чумы фашизма.

4-я серия — «Горячее лето 99-го»

Этот фильм посвящен событиям в Дагестане в 1999 году и историческому выбору простых жителей южного форпоста России перед лицом международного терроризма и угрозы отторжения республики от страны.

В фильме — интервью с участниками событий – ополченцами, руководителями страны и республики, а также с теми, кто в те времена находился в Чечне и видел ситуацию с другой стороны. Здесь я для себя не столько открыл новое, сколько в очередной раз нашел подтверждение того, что и так знал — дагестанцы действительно интернациональный, человеколюбивый и мудрый народ. Несмотря на гибель своих родных от бандитов, пришедших из Чечни, ни во время боевых действий 1999 года, ни после, ни сейчас никто в Дагестане не перекладывает вину за произошедшее на простой чеченский народ. И это очень важно на Кавказе, потому, что если персонифицировать проблему, то можно получить еще более страшные последствия для всех. Дагестанцы остаются верны этому принципу — религиозные фанатики, а также бандиты и уголовники не имеют национальности.

Очень важный момент. В 1999 году дагестанские ополченцы вместе с семьями защищали от международных банд экстремистов не власть в Махачкале и в Кремле, а свои дома, свои земли и свое право самим выбирать, как им жить. А ополченцы из села Гагатли в полном составе отказались от государственных наград за участие в обороне республики.

— Руслан, четыре фильма — это завершенный цикл или есть еще планы?

— Для меня проект остается открытым. Материала, интересных историй очень много. Пока важно, чтобы эту работу заметили и откликнулись. В этом случае есть шанс, что кто-то задумается и поразмышляет над увиденным.

Итак, в течение месяца, начиная с сегодняшнего дня, 31 июля,  каждый четверг на телеканале НТВ в 23.05 ч. вместо программы «К барьеру» перед зрителем предстанут новые версии главных войн России двухсотлетнего периода – Кавказской, Первой мировой, Великой Отечественной, а также современные события на Кавказе, легендарные и малоизвестные личности, национальная политика Российской империи, СССР и новой, демократической России.

 

Статьи из «Общество»

Как решаются проблемы граждан по итогам прямой линии главы Дагестана

44
30 ноября состоялась прямая линия главы Дагестана Сергея Меликова, где руководитель...

Живой пример мужества

10
Конец января 2007 года. Государственная Дума в первом чтении утверждает законопроект, в...

Память, живущая в веках

82
День героев Отечества наша страна отмечает 9 декабря. Праздник стал одним из символов...

Гостеприимства нам не занимать

10
Помните ставшее историческим выражение: «Король умер, да...

Флаг тебе в номер

20
Мы все привыкли к тому, что автомобильные номера, выданные в нашей стране, имеют чёрные цифры...

Петровна

7
Вся эта история состоит из множества неизвестных. Когда она началась? Кто появился раньше –...

Пока не поменяется мышление…

42
Глобальные перемены, происходящие во всем мире, влияют на психологию человека, его убеждения...

Безопасный праздник

5
Новогодние праздничные мероприятия проводятся на многих объектах (в основном в школах,...

Когда инициатива приветствуется

9
В свое время было предпринято немало попыток заставить...

От Победы к Победе

17
Советский писатель Чингиз Айтматов в недавнем прошлом воскресил в народной памяти знаковый для любой эпохи символ, родившийся когда-то на азиатских просторах,...