Когда мы вместе, и стихия нипочём
В этот день ровно 50 лет назад, 14 мая 1970 года, Дагестан переживал куда более тяжелые времена, чем сегодня, по прошествии полувека. В результате землетрясения тогда пострадало 25% территории республики, разрушено полностью 22 и частично 257 населенных пунктов, в том числе города Махачкала, Буйнакск, Каспийск, Хасавюрт и Кизилюрт. Погиб 31 человек, 45 тысяч остались без крова. И тогда, как и сегодня, сплоченность и взаимовыручка граждан великой державы стали гарантом возвращения к прежней жизни.
О дружбе, ответственности и преданности идеалам Родины – материал нашего читателя. В тот год вся страна откликнулась на обрушившуюся на республику беду: отовсюду шла помощь материалами, строительной техникой; но особенно важной и ценной была помощь людьми – строителями, которые возводили новые здания, целые кварталы.
Флагман промышленности Дагестана завод им. Магомеда Гаджиева направил в те дни на помощь Казбековскому району около 300 человек.
В том году я окончил Дагестанский государственный университет имени В.И. Ленина (физический факультет) и был направлен по распределению в районо Казбековского района. Прибыл в районный центр, селение Дылым, на попутной машине, доставившей в село строительные материалы. Водитель из Ставропольского края любезно довёз меня до центра села, а дальше уже сам, на своих двоих.
В центре села находился штаб, задачей которого было оказание помощи пострадавшим от землетрясения и ликвидация его последствий. Секретарём районного комитета партии был тогда Абдулатип Юсупович Гаджиев, на него и возложили эту задачу. Штаб представлял собой строение из нескольких сборно-щитовых домиков в виде каре.
В районо мне сообщили, что я направляюсь на работу в среднюю школу селения Буртунай, это ещё тринадцать километров. Делать нечего – собирайся и езжай далее. В Буртунае я узнал, что школа разрушена землетрясением, а новая ещё строится руками студентов и будет закончена к началу учебного года.
Байсар Кумаев, директор школы встретил меня приветливо, но сказал, что все вопросы о моём трудоустройстве и прочие решим завтра, а сегодня будем знакомиться. Он произвёл на меня сильное впечатление: высокий, волевой, где-то даже резкий в движениях.
Ночевал я у его двоюродного брата Али, где в полной мере ощутил гостеприимство, с которым эти люди принимают гостей.
Утром директор привёл меня на место, где строилась новая школа. Она была сборно-щитовая, но прослужила долго, пока не отстроили более современную. Кругом кипела работа, и на нас практически никто не обращал внимания, все были заняты своим делом.
Директор объяснил, что пока мне здесь делать нечего и я могу ехать в Махачкалу, что я и сделал, оставив свои вещи в селении.
Лабазан – отец нашего директора, у которого я квартировался, работал в школе электриком. Человек пожилой, по натуре суровый, но справедливый. Кроме своих должностных обязанностей, много внимания уделял своей семье, заботился о жене и дочери: привести из лесу дров, наколоть их и прочие домашние заботы были на его плечах.
В школе он появлялся по необходимости – заменить лампу, снять показания электросчётчика. Всегда проявлял заботу обо мне, о моём быте, печь для меня хлеб поручил своей жене. Она всегда приносила его по моему возращению из Махачкалы, куда я ездил в конце каждой недели. Её появление всегда почему-то мне напоминало сюжет из сказок «Тысяча и одна ночь»: такая она была рослая, немногословная и тихая. Хлеб, пара круглых лепёшек, был горячий, с вкусным запахом.
Сурхай – секретарь в школе, участник Великой Отечественной войны, воевал в Сталинграде. Его дети учились у меня: сын в десятом классе, дочь в седьмом. Всё лето он ночевал в шалаше, который построил у себя во дворе, учитывая обстановку, царившую в тот период. Его рассказы о том, как он воевал в Сталинграде, какие трудности и опасности пришлось ему пережить, я запомнил надолго. Он принимал активное участие в жизни школы. Однажды пришло указание поставить картофель в Махачкалу, поскольку город находился на карантине. Было принято решение выкопать картофель на учебном участке школы. В воскресный день старшие классы были отправлены на участок, где провели весь день. Собранный картофель погрузили на машину и отправили в город.
Гапур Магомедович – завуч старших классов, уроженец из с. Хубар. С этим человеком я быстро нашёл общий язык, поскольку он окончил пединститут, математический факультет, очень ответственно относился к своей работе. Часто посещал мои уроки, иногда вместе с директором школы.
Когда я поставил вопрос о выделении небольшого помещения для проведения лабораторных работ (необходимо было эти работы проводить на столах, а в классах были парты – старшее поколение их помнит, для этого они были неудобны), мне выделили маленькое помещение, физический кабинет, где помещалось несколько столов. Я обратил внимание, с каким интересом ученики старших классов проводили лабораторные исследования.
Узайри – лаборант школы. Вся подготовка к урокам физики проходила в его лаборантской, находившейся во дворе школы. Мы включали проигрыватель, классическую музыку, которая предназначалась для прослушивания на музыкальных уроках, и готовили наглядные пособия и приборы для проведения и показа экспериментов по физике. Однажды необходимо было провести лабораторную работу по определению теплоёмкости металлов. Но у нас имелось всего два калориметра, пришлось срочно изготавливать их из жестяных банок из-под компотов и сгущёнки. Задача была решена, лабораторная работа состоялась, и ученики сами смогли определить величину теплоёмкости.
Иза – директор совхоза селения Буртунай. Однажды, войдя в учительскую, я стал свидетелем интересной беседы. В центре за столом сидел секретарь райкома партии Абдулатип Юсупович Гаджиев, его обступили женщины, преподаватели школы. Разговор шёл о том, что поскольку у большинства учителей не было своего хозяйства, то у них не было возможности приобрести молоко для детей. На что сразу же последовало указание директору совхоза: «Каждое утро в учительской должен быть бидон молока с фермы». Я понял по обстановке, что этот вопрос обсуждению не подлежит; так оно и получилось.
Закончился учебный год. В мае 1971-го мне пришла повестка в армию. Провожали всей школой. Байсар Кумаев собрал коллектив в большом классе. Некоторые девочки плакали. На меня это произвело сильное впечатление. Видимо, память о жителях Буртуная, которые ушли на фронт и не вернулись в годы войны, передаётся от поколения к поколению.
Вот таким был мой первый рабочий год – трудным, но наполненным впечатлениями, встречами с интересными людьми. А главное, ощущением того, что мы вместе, мы едины и сможем преодолеть любые трудности.