Когда ребенок – особенный
В Доме дневного пребывания, самом крупном республиканском учебно-воспитательном учреждении для детей с особенностями развития, пусто. В целях безопасности его работа приостановлена до улучшения эпидемиологической обстановки.
Такая ситуация очень беспокоит педагогов. Они опасаются, что достигнутые положительные результаты их напряженного труда могут сойти на нет. Ведь в работе с такими детьми личный контакт очень важен, и дистанционное обучение заменить его не может. Тем не менее коллектив делает всё, чтобы их подопечные и сегодня не оставались без внимания.
Дом дневного пребывания – это уникальное для нашей республики учреждение. Он возник из частной инициативы. Айшат Гамзаева на примере собственного ребенка столкнулась с проблемой отсутствия учебных заведений для детей со множественными проблемами развития. Их не брали ни в одно из имеющихся в республике специализированных учебных заведений, ссылаясь на отсутствие методик и специалистов. Когда Айшат поняла, что это касается не только ее, но и многих других родителей, она собрала единомышленников и поставила задачу сделать так, чтобы у этих детей появилась возможность получить развитие. В 2006 году она создала Дагестанскую региональную общественную организацию помощи инвалидам «Жизнь без слёз». А 1 сентября 2009 года первых учеников принял Дом дневного пребывания. Большую помощь оказала швейцарская благотворительная организация, выделившая на эти цели денежный грант.
За эти годы из класса, где обучался десяток детей, Дом стал мини-школой. Сегодня в нем числится 160 учеников от 6 до 20 лет. На самом деле желающих попасть сюда гораздо больше. С просьбой принять детей обращаются родители не только из Дагестана, но и из других северокавказских республик. Но пока ограниченные финансовые возможности не позволяют сделать это.
Стоит отметить, что обучение здесь бесплатное. При этом надо выдавать заработную плату педагогам и воспитателям. Благодаря тому, что учреждение было признано имеющим большую социальную значимость, оно получило доступ к бюджетным деньгам, выделяемым на социальные нужды. Это позволяет выдавать зарплату сотрудникам из государственных средств.
«Дагестанская правда» ранее уже рассказывала об учебном заведении в материале «Здесь учат «необучаемых» («ДП» от 05.04.2019 года). За это время в жизни коллектива произошли серьезные изменения. Из небольшого здания по ул. Солдатской они перешли в более просторное на ул. Гагарина. Двухэтажное частное строение долгие годы было заброшенным. Родители и педагоги собственными силами провели здесь ремонт.
Значимым событием стало и открытие первого в республике кафе «Время перемен», штат его полностью состоит из людей с особенностями развития.
К сожалению, пандемия нарушила планы. Работу кафе пришлось приостановить. Обучение перешло на дистанционный режим. Педагоги переживают, что за это время их подопечные могут потерять навыки социализации. Сложность также в том, что обучение, закрепление навыков должно идти постоянно и через прямой контакт.
«Мы постарались обучить некоторым своим методам родителей, чтобы они занимались дома. Конечно, это не совсем то, что дети получают на месте, но главное, чтобы не оставить их без внимания», — считает Айшат Гамзаева.
На средства гранта, выделяемые благотворительным фондом Владимира Потанина, были закуплены планшеты и ноутбуки для дистанционного обучения. Увы, этой техники – 40 планшетов – хватило лишь на то, чтобы обеспечить половину от требуемого числа, поскольку во многих семьях нет компьютеров. Но помощь в эти дни идет не только от признанных меценатов, но и от обычных людей.
«За два месяца самоизоляции я убедилась, что многие дагестанцы переживали за наших детей. Нам помогали деньгами, продуктами. Для многих родителей эта помощь означала возможность выжить. Ведь многие живут на съемных квартирах, да еще на время пандемии лишились работы. На пенсию инвалида предстояло оплатить квартиру, еду, лекарства. Но благодаря поддержке добрых людей голодным никто не остался», — отмечает А. Гамзаева.
Свои обязательства соблюдало и государство: педагоги исправно получали из бюджета зарплату, а ученики – положенное питание. Сегодня дети испытывают недостаток лишь в качественном летнем отдыхе. К сожалению, в отличие от своих сверстников из общеобразовательных школ, они его лишены.
«За время существования школы нам ни разу не выдавали путевки ни в санатории, ни в оздоровительные лагеря. Мы не просим многого. Нас бы устроило, если бы одна семья получила такую возможность хотя бы раз в пять лет. Сегодня этот вопрос актуален как никогда. Сейчас наши родители находятся в стрессовом состоянии. Ведь во время самоизоляции они находились с детьми, уход за которыми отнимает все силы. Сейчас еще предстоят летние каникулы. Это тяжелая психологическая нагрузка», — сетует руководитель фонда «Жизнь без слез».