Когда реклама – отрава
Современную жизнь напряженной сделали мы сами. Рыночная – капиталистическая – экономика есть неустанная погоня за прибылью. Другие ценности – ответственность за состояние общества, порядочность, стыд, совесть – остаются на обочине жизни.
Дикому капитализму сегодня покорно служит и реклама. Она буквально давит на все извилины мозга, на все чувства. Через каждые пять минут телевидение наступательно внушает тебе очередную рекламу. Просто не знаешь, куда деться от ее напора. При этом в большинстве случаев она нагло лжет.
Давайте вдумаемся в содержание, например, такой рекламы: «За 45 дней научим английскому языку». Раз такое чудо возможно, тогда зачем учиться пять лет на английском отделении факультета иностранных языков? Вот и оцените суть этой самой рекламы: реально ли за столь короткий срок овладеть английским языком? Это же ложь – самая дешевая! Если бы так легко языки выучивали, то люди давно овладели бы всеми языками планеты. За 45 дней можно научиться каким-то навыкам чтения и азам лексики, но не более того.
У нас много проблем с рекламой туристических агентств. Объявляется одно, а делается другое. Сколько случаев, когда туркомпании обманывают людей. Приобретаешь путевки – вроде бы все нормально. А вот приезжаешь на место – и нет тех услуг, которые рекламировались вначале. Примеров этому масса.
Реклама активно вторгается и в наше здоровье. Так страстно пропагандируются лекарственные препараты, что даже некогда подумать об их побочном эффекте. Возьмем хваленые БАДы – биологически активные добавки. Каких только смесей в них нет. Неоднократные анализы, проведенные Роспотребсоюзом, показали, что многие БАДы содержат вредные для здоровья вещества. Тем не менее эти добавки не сходят с рынка. На фармацевтическом рынке тоже сложилась далеко не радужная ситуация. Тревогу вызывает заключение академика РАМН Сергея Колесникова: только 20 процентов препаратов являются отечественными, 80 процентов – иностранного производства. И при этом качество наших препаратов оставляет желать лучшего. Если в странах Северной Америки и Западной Европы фальсифицированные лекарства составляют от 8 до 12 процентов, то в России – 70. Эксперты приводят данные: каждый четвертый лекарственный препарат в России – подделка. Вот так мы и калечимся благодаря всесильной рекламе. Не лучше положение на табачном и алкогольном рынках – фальсифицированная продукция зашкаливает. А звучит мощная реклама, пропагандирующая ее.
Сошлемся на такую рекламу: «В строящемся элитном доме продаются квартиры». Находим нужную сумму и стремительно вносим ее. Казалось бы, все нормально – радуйся новому жилью. Однако ситуация нередко оказывается обманчивой: не все дольщики получают обещанные квартиры. По телевидению часто видим митингующих обманутых дольщиков. Их тяжбы продолжаются месяцами, а то и годами. И далеко не всегда результат складывается в пользу дольщиков.
Антисоциальную рекламу надо запрещать на законном основании. Например, в европейских странах, если рекламируемый товар окажется недоброкачественным, против товаропроизводителя возбуждается уголовное дело. И это справедливо.