Когда в горы летали…
Схватки у 27-летней Ирины начались прямо во время полета. Бортпроводницы авиакомпании «Россия» и случайно оказавшиеся в самолете врачи рейса Симферополь – Санкт-Петербург помогли принять роды. Все прошло благополучно – у пассажирки родился мальчик. Экипаж совершил вынужденную посадку в Ростове, маму с малышом передали медикам.
– Девчонки, конечно, молодцы, сработали оперативно, но тот факт, что они взяли на себя роль акушерки, трудно назвать событием из ряда вон выходящим, – говорит Мансур Кимпаев, старейший работник АО «Аэропорт Махачкала».
Во время курсов профессиональной подготовки стюардессы изучают действия в нестандартных, экстремальных, опасных для жизни ситуациях. Умение оказать первую медицинскую помощь, аварийно-спасательные навыки и психологическая поддержка пассажиров при стрессах – это все про них.
Мансур Адамович посвятил летному делу всю свою жизнь, многое повидал.
– У нас тоже был аналогичный случай, – рассказывает он, – самолет Ан-2 следовал по маршруту Махачкала – Ахты, и на борту роды принимали. Кстати, наш аэропорт – единственный в Союзе, откуда разрешалось летать в горы на одномоторном самолете. За что в 1966 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Кимпаев служил в ракетных войсках, окончил Краснокутское летное училище гражданской авиации (Саратов). Получив необходимые навыки, летал в горы, после чего перевели в эскадрилью сельхозавиации.
В те годы хорошо нам знакомого здания аэровокзала еще не было. Там, где сегодня находятся служба ГСМ и флигельки, располагался летный отряд. Из аппаратов – только Ан-2, на нем летали и в горы, и на плоскости пилоты первой эскадрильи. Вторая эскадрилья выполняла преимущественно авиационно-химические работы.
– Мы обслуживали колхозы и совхозы республики, Ростовской, Калининградской областей, Астрахани, а в летний период обрабатывали фосфинами хлопок в Азербайджанской Республике, – вспоминает ветеран. – Условия для работы были очень тяжелые, но мы, молодые, выдерживали любые нагрузки. В кабине самолета ввиду того, что впереди двигатель, бывала жуткая жара – температура порой достигала 60-70 градусов, и плюс к этому по правилам безопасности требовалось надевать комбинезон и противогаз. Я-то в армии привык к ним, соблюдал вместе с несколькими товарищами требования. А остальные работали в майках и трусах. И многие из них потом рано ушли из жизни. Метафос, бутифос и другие фосфины – сильно действующие, высокотоксичные химикаты.
Набравшись опыта, Мансур Кимпаев переучился на Ан-24 в Школе высшей летной подготовки Кировограда. Работал поначалу вторым пилотом, а спустя время и вплоть до ухода на заслуженный отдых – командиром воздушного судна. Летали по всему Советскому Союзу, выполняя ежедневные рейсы в Москву, Минводы, Сочи, со сменой экипажа – в Киев, Харьков. Границ тогда не существовало, страна-то была огромная, никому и в голову не приходило спросить, откуда приехал и для чего.
Это было то славное время, когда горные территории осваивались на самолетах, во многих населенных пунктах функционировали свои аэродромы, а машины были редкостью.
Воздушные суда в те годы и сегодня, в век прогресса, конечно, отличаются. Но вместе с тем Ан-2, по глубокому убеждению Мансура Адамовича, – непревзойденный аппарат, аналогов ему в мире нет. Легкий, маневренный, настоящий трудяга. И в плане безопасности надежный. Он знает, о чем говорит: ему неоднократно приходилось садиться на самых разных площадках и при сложных летных условиях, однако самолет всегда выручал, поскольку неприхотливый.
Кимпаев отмечает тот факт, что у Дагестана давние традиции в летном деле, и в этой связи хорошо бы нам организовать аэроклуб. В Кизляре, например. Желающих пройти обучение, уверен ветеран дагестанской авиации, будет немало.