Итак, первым в использовании керосиновых и бензиновых паров в качестве двигательной силы успеха добился предприниматель и конструктор Бенц из немецкого города Мангейма. Уже на Мюнхенской выставке 1888 года он показал экипаж с керосиновым мотором, а новейший по тем временам самодвижущийся велосипед Бенца приводился в движение одноцилиндровым бензиновым двигателем мощностью 1,5 лошадиных силы и мог вместить от 2 до 8 пассажиров. Разогнать экипаж удавалось до 25 км/час. Сам мотор уже имел 4-тактный газовый двигатель, то есть на четыре хода рабочего поршня два полных оборота кривошины, и только один из них производил полезную работу, остальные служили и служат для нового заряда цилиндра газобензиновой смесью. Бензиновые пары смешивались с воздухом в определенном соотношении, то есть так работала педаль газа.
Кучер, еще надолго сохранивший это звание (тысячелетнее общение с лошадью давало о себе знать), управлял ручкой воздушного клапана, сидя на козлах. Зажигание взрывчатой смеси производилось искрой от аккумулятора и индукционной катушки Румкорфа. То есть все главные системы и узлы теперешних автомобилей были заложены в их конструкцию еще в позапрошлом ХIХ веке и все последние 100-150 лет находились в стадии совершенствования и доводки. Не этим ли объясняются успехи мирового автомобилестроения, красота и замечательные потребительские качества его продукции?
Это перечисление похожих или идентичных узлов останется неполным, если не вспомнить о системе запуска двигателя – ведь стартер появится еще не скоро. Прежде чем сжатую цилиндром рабочую смесь бензиновых и воздушных паров пробьет электрическая искра, кучеру-шоферу необходимо было проделать ряд манипуляций. Например, докрасна раскалить запальный платиновый стаканчик, чтобы он мог поджечь первые порции рабочей смеси. Пуск двигателя занимал 3-4 минуты. Останавливали экипаж, закрыв поступление бензина. На каждые 18-20 км пути расходовался 1 литр топлива. При использовании бензина с удельным весом 0,68-0,70 выделения дыма и запаха не замечалось. Экипаж мог захватить с собой запас топлива на 10-12 часов езды. Совсем даже не плохие показатели.
Цилиндр был уже тогда окружен рубашкой, по которой циркулировала охлажденная вода.
Коробка передач сообщала экипажу 4 скорости (от 5 до 25 км/час), причем делалось это бесшумно.
Осенью 1896 года прошло первое состязание паровых и бензиновых автомобилей между Парижем и Марселем и обратно (1700 км, 3 паровых и 29 бензиновых участников). Приз выиграл экипаж с вертикальным бензиновым мотором. Эту дату можно считать концом эры паровых автомобилей.
Но уже буквально в те же часы (конец ХIХ в.) у ДВС обозначился конкурент, не дающий ему покоя до сих пор: речь об электромобилях (фото внизу).
В 1881 году фирма Raffard впервые проводит опыты по применению электроэнергии для движения автомобилей, используя аккумуляторы. На рынок было выброшено несколько моделей, отличавшихся разными показателями достигнутой скорости движения и емкости аккумуляторов, позволяющих двигаться без подзарядки. Наибольшего успеха достигла эта же фирма в 1888 году, когда построила для турецкого султана 4-колесный догкарт с 24 аккумуляторами весом в 350 кг и динамо-машиной мощностью 1200 ватт. Но уже через несколько лет первые электрические дрожки в Париже двигались мотором мощностью 2200 ватт. Кто – кого?
«В последнее время, – сообщает Большая энциклопедия С. Южакова 1896 года издания, – в Париже 500 бензиновых дрожек в виде опыта были заменены электрическими; в Англии движение электромобилей разрешено как в городском, так и пригородном сообщении, а в Америке проведены удачные опыты движения электровагонов по шоссе, без рельсов, с применением проводов системы Тrolley (отсюда троллейбусы)».
Резюме энциклопедии такое: «Электромобили с их бесшумным ходом весьма пригодны для уличного сообщения в городах, где им приходится делать сравнительно небольшие концы. Для движения же по шоссейным дорогам при больших пробегах они должны уступить место бензиновым, более удобным в смысле питания топливом.
Автомобильная техника так продвинулась вперед в последнее время, что вскоре, без сомнения, последуют дальнейшие улучшения в управляющем и тормозных приспособлениях автомобиля, и указанные выше затруднения и недостатки будут устранены».
Судя по этому прогнозу позапрошлого века, совсем даже неглупые люди были в редколлегии Большой энциклопедии С.Южакова, если все их предсказания сбылись.