Электросамокат – проблема или благо?
Ныне принятая организация дорожного движения в городах пока не предполагает существование в реальности таких индивидуальных средств транспорта, как электросамокаты, электроскейтбордов и прочих аналогичных транспортных средств и им подобные технические новинки. Эти самодвижущиеся бесшумные агрегаты на двух или одном колесе являются лишними не то что на проезжей части улиц, но даже и на тротуарах. Дороги, как известно, предназначены для авто- и мототранспорта, а тротуары – для пешеходов. Остро назрела потребность в изменениях ПДД и вообще концепции движения в городах.
Постановлением Правительства РФ с 2022 года велосипеды, самокаты и другие средства индивидуальной мобильности (СИМ) уже определены как вид транспорта. Однако в таблицах учета интенсивности дорожного движения этот факт не нашел отражения, что существенно усложнило мероприятия по мониторингу и организации их движения. Между тем количество клиентов СИМов и сервисов аренды электросамокатов в современный период увеличивается в двойной прогрессии и в 2023 году составило до 36 млн человек, а общее количество эксплуатируемых СИМ Минтранс оценивает в 750 тысяч единиц.
В связи с этим Министерство транспорта России предлагает оценивать интенсивность дорожного движения с учетом СИМ. Решение будет принято после общественного обсуждения. По мнению директора по развитию компании «STEP.Транспортные решения» и эксперта Общественной палаты РФ по поправкам в ПДД Алексея Смирнова, это решение является очень своевременной инициативой, способной повысить безопасность дорожного движения и спасти жизни их водителей. «На фоне предложений запретить владельцам СИМов передвигаться по тротуарам выясняется, что в большинстве регионов к подобным запретам не готовы, а специализированных дорожек, выделенных полос, то есть безопасной инфраструктуры либо мало, либо нет совсем. По закону остаются только обочины дорог. А к электросамокатам на дорогах не готовы автомобилисты. Таким образом, если пересмотреть подход к оценке интенсивности дорожного движения с учетом велосипедистов и самокатчиков, это обезопасит всех участников транспортного потока», – говорит он.
По общему мнению экспертов, получаемые в результате мониторинга сведения также помогут при дальнейшем проектировании городской среды. Будет видно, что происходит с микромобильностью в городах, как она меняется, как обстоит дело с поведением пользователей СИМов и других взаимодействующих с ними участников движения. И это, соответственно, будет сказываться на планировании новых объектов инфраструктуры и «донастройке» уже существующих процессов.
Справка: До 1 марта 2023 года СИМ не считалось транспортным средством, поэтому для него приходилось дублировать многие пункты правил дорожного движения.
С марта 2023 года в ПДД средство индивидуальной мобильности является транспортным средством. А это означает, что все пункты правил дорожного движения, в которых используется термин «транспортное средство», относятся и к СИМ.