«Вариатор» или «робот»?

Какая разница, скажет иной водитель, ведь под ногами две педали, а остальное неважно. Что вариаторная трансмиссия, что роботизированная – для них всё едино. Но разница в КП существенно влияет и на поведение машины и на особенности её содержания. Подробно рассказываем о различиях в потребительских свойствах «робота» и «вариатора».
С точки зрения конструкции «робот» – это автоматизированная механическая коробка передач, в которой механизм сцепления выжимает не водитель, а специальный механический привод. Сейчас на все новые автомобили устанавливаются роботизированные КП с двумя сцеплениями. Одно отвечает за чётные передачи, а другое – за нечётные. Есть две разновидности «роботов»: с механизмами сцепления, «купающимися» в масляной ванне, и с работающими «всухую».
Потери мощности в «роботе» минимальны. На колёса передается максимум энергии мотора. При прочих равных средний расход горючего у авто с «роботом» может быть на 0,5–1,5 литра меньше, чем у ТС с вариатором. «Робот» имеет компактные размеры и небольшой вес. Этот фактор также способствует экономии горючего. Переключение передач происходит быстро и чётко почти во всех режимах движения.
Но есть и минусы. Они заключаются в высокой стоимости агрегата и в более дорогом обслуживании. При этом некоторые модели «роботов» не отличаются большим сроком службы, в особенности конструкции с «сухим» сцеплением.
В режимах движения, где требуется частое переключение (в городском потоке например), «робот» может раздражать задержками при переходе с передачи на передачу. Из-за этого некоторые автовладельцы считают такие КП «задумчивыми».
«Вариатор» схематично можно представить в виде двух вращающихся конусов, чьи оси параллельны, а вершины смотрят в противоположные стороны. Вращение от одного конуса к другому передаётся натянутым на них ремнём. Изменение передаточного отношения при этом меняется за счёт смещения ремня вправо-влево вдоль осей конусов. Как видим, эта конструкция предполагает бесступенчатое и потому плавное изменение передаточного отношения.
Плюсы вариаторной трансмисии – в плавном, без толчков и рывков, переключении. Двигатель большую часть времени работает в узком диапазоне оборотов, на которых вырабатывает максимальный крутящий момент. Стоимость агрегата относительно невысока, он прост в обслуживании.
Но есть существенные минусы. «Вариатор» плохо переносит перегрев, вызываемый обычно буксованием в грязи и льду, долгим движением в дорожных заторах или на высокой скорости. Ему требуется более частое обслуживание. Да и ремонт очень дорог. В «вариаторе» достаточно высоки потери энергии, вырабатываемой мотором. Высок и расход горючего.
Ознакомившись с вышеперечисленными особенностями «роботов» и «вариаторов», каждый автомобилист может сделать собственный вывод – КП какого типа больше подходит именно ему.
Вариаторная трансмиссия подойдёт тому, кто готов ради комфорта в поездке пожертвовать динамикой разгона и повышенным расходом топлива.
«Робот» подойдёт, если водитель ценит динамические характеристики автомобиля и при этом склонен к экономии на автомобильном горючем.
Статьи из «Колесо»
Пересдача на права: новшества

«Возрастной предел» водителя

Рекордсмены продаж

Как вернуть новый автомобиль

Пересдача на «права»

Водитель самоката

Автоновости

Автоновости
