Колёса крутит электричество
Куда «катится» автопром? На чем будут ездить наши потомки? Этими вопросами задаются многие. Но даже эксперты пока не могут прийти к единому мнению, хотя большинство из них утверждает, что будущее – за электрическим транспортом.
По сути, все идет к этому. На протяжении веков любую механическую работу люди пытались переложить на электричество. Не осталась в стороне и транспортная отрасль. Сначала появились электровелосипеды, затем электротягу начали применять на самокатах, скутерах, мотоциклах. Затем очередь дошла до легкового и даже грузового электротранспорта, электробусов, не говоря уже об электровозах.
В то же время некоторые эксперты утверждают, что транспорт на электрической тяге – это не нечто новое, а хорошо забытое старое, что первые электромобили появились более чем 100 лет назад. Тем не менее двигатель внутреннего сгорания (ДВС) надолго вытеснил электротранспорт. Сейчас настало время его реванша.
Электрокары первым массово стал производить не
безызвестный Илон Маск, основатель компании TESLA. Киты мирового автопрома сначала отнеслись к новшеству скептически, но TESLA доказала свое технологическое лидерство, и маститые автопроизводители скрепя сердцем начали входить в роль догоняющих. Даже немецкий автоконцерн-гигант Daimler (владелец марки Mersedes Benz) прекратил работы по усовершенствованию ДВС и полностью переключился на электромоторы.
Причина этого одна — статистика показывает, что объемы продаж электромобилей и подзаряжаемых гибридов за последние два года выросли до 80 процентов. В частности, дороги Китая уже бороздят более одного миллиона электромобилей, в европейских странах продано более 400 000 единиц, примерно столько же в США. Тем не менее по итогам минувшего года доля электрокаров в мире не дотягивала и до трех процентов.
Это говорит лишь о том, что эра электромобилей еще впереди. С учетом этого многие страны и строят свою политику по линии автопрома. К примеру, Норвегия планирует к 2025 году полностью отказаться от автомобилей с ДВС. Кстати, в этой стране продажи электромобилей уже обогнали продажи автомобилей на ДВС. Власти Швеции, Дании, Израиля, Ирландии, Исландии, Нидерландов, а также мэрия Парижа заявляют, что в 2030 году запретят продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. О своем решении идти тем же путем заявляют Китай и Индия. Хотя некоторые эксперты утверждают, что китайцы уже сегодня испытывают большие экологические проблемы, и возможно, что они раньше введут запрет, хотя бы в мегаполисах.
Тут дело не только в выхлопных газах, не только в экологии. Исследования уже доказали, что эксплуатация транспорта на электрической тяге обходится владельцам почти в 2,3 раза дешевле. Кроме того, владельцы электрокаров во многих странах освобождены от ввозных пошлин и дорожных налогов, могут пользоваться выделенной полосой для общественного транспорта, платными магистралями (бесплатно) и зарядными станциями. Есть программы аренды электромобилей. В той же Норвегии сегодня в развитие «зелёного» транспорта государство вложило 5 млрд долларов.
А что же наша страна? По данным исследования «Автостата», на начало 2019 года в России насчитывалось всего 3600 электромобилей. Для сравнения: легковых авто на бензиновом и дизельном топливе у нас более 43 млн. У нас были свои (скажем прямо – неудачные) попытки производства электромобилей. Оно и понятно: конкуренцию российские автопроизводители вряд ли выдержат, поскольку нет своих уникальных разработок. Если даже и есть, с их внедрением не всё гладко, чиновничья волокита никуда не делась. Да и нефтяные магнаты всячески будут вставлять палки в колеса.
Но и с завозными электрокарами у нас большая проблема не столько из-за высокой курсовой стоимости доллара и евро, сколько из-за высоких таможенных пошлин. Если в некоторых европейских странах электрокары полностью освобождены от таможенных пошлин, то Россия установила их на уровне 30 процентов от стоимости машины. Поэтому неудивительно, что в страну в прошлом году было завезено аж целых 353 новых электрокара и более 2500 подержанных. Капля в море.
Некоторые эксперты утверждают, что непопулярность электромобилей в нашей стране объясняется ее географическим положением. На большую часть страны зима приходит с трескучими морозами. Электромобиль в такой ситуации оказывается не очень надежным транспортом – печка ляжет на аккумулятор неподъемным потребителем. Но и в южных регионах страны он до сих пор практически не прижился. Даже в самой южной нашей республике. Может быть, считанные единицы их в Дагестане и есть, однако автору этих строк не приходилось с ними сталкиваться. Электрические велосипеды, самокаты и даже мотоциклы попадались, но машины…
Тем не менее прогресс не остановить. Некоторые производители уже заявляют о выпуске аккумуляторов, работоспособных в течение 15 и более лет. И потому ответ на вопрос, на чем будут ездить наши потомки, очевиден. Если только в обозримом будущем прогресс не предложит нечто такое, до чего даже фантасты не смогли додуматься.