Конкуренции будет больше
Не нужно быть большим аналитиком автомобильного рынка, чтобы сказать, что этот самый рынок все больше приобретает китайский оттенок. Так, если в начале 2023 года доля новых автомобилей из КНР на российском рынке составляла 36 %, то в декабре – уже 61 %. Очевидно, что к концу 2024 года доля китайских авто еще больше возрастет. Известно, что на дилерских складах скопилось порядка 200 тысяч китайских автомобилей, еще столько же находится в пути из Китая. Всего же в 2024 году нам собираются поставить около 1,2 млн авто. Еще как минимум 600 тысяч будет выпущено на китайских заводах в России. Получается порядка 2 млн автомобилей.
Журнал Forbes признал, что Китай по итогам 2023 занял первую строчку в списке главных экспортёров планеты. Более того, Китай стал страной номер один на планете по производству машин в принципе! А по продажам электромобилей Китай находится в топе 10 мировых производителей, занимая 7-ю строчку.
У мировых автограндов дела на российском рынке идут плохо. «Корейцев», «японцев», «европейцев» и «американцев» осталось меньше 9 %. По параллельному импорту – это когда машину ввозят в Россию не напрямую от производителя, а через перекупщиков – к нам едут в последние пару лет «Мерседесы», «Тойоты», «Форды» и прочие ушедшие из России марки. Но доля параллельного импорта, по прогнозам агентства «Автостат», будет уменьшаться.
Доля российского автопрома за прошлый год упала с 40 до 30 %. По сообщению агентства «Автостат», АвтоВАЗ планирует выпустить 500 тысяч автомобилей, в числе которых Lada Aura – удлиненная версия Lada Vesta. Завод Haval в Тульской области увеличил производство популярного Haval Jolion. Столичный «Москвич» собирается выдать 50 тысяч машин, среди которых «Москвич 5» и более дорогой «Москвич 8». Нижегородский ГАЗ с помощью партнера из Китая планирует начать производство автомобиля «Волга». Каким он будет пока не ясно, но олень на капоте точно останется. Завод Mercedes в Подмосковье, перешедший в собственность «Автодома», начнет тоже выпуск неизвестных пока моделей.
Стабилизировался рынок автозапчастей. Есть большой выбор из широкой линейки брендов. Сложностей с поставками нет, логистические цепочки налажены, а на российском рынке появилось множество производителей автозапчастей-дубликатов. Рынок насыщен, а по некоторым группам товаров отмечается дфаже профицит. По мнению экспертов, для существенного роста цен на запчасти предпосылок нет.
Можно предположить, что конкуренции автомобилей будет больше, но снижения цен на новые автомобили ожидать не стоит. Более того, один из независимых экспертов считает, что рост может продолжиться в дальнейшем, так как Центробанк увеличил ключевую ставку, что приведет к дороговизне кредитов.
«О снижении цен на машины в августе 2024 года говорить не стоит, но возможны привлекательные предложения за счет комплекса мер господдержки на автомобили, собираемые на заводах в РФ и Республике Беларусь», – сказал он.
«Если стоит вопрос о покупке автомобиля, лучше сделать это до осени. Если упустить это время, можно здорово прогадать и с выбором, и с ценой. Сейчас продажи на рынке автомобилей довольно низкие из-за сезона отпусков», – подсказывает эксперт.
Также на стоимость авто повлияет рост утилизационного сбора. Ждать снижения цен можно только на модели, которые были выпущены в прошлом году, если такие останутся у дилеров.